История с большой клюквы
«Анастасия» на Бродвее Премьера мюзикл Громкая бродвейская премьера этой весны, мюзикл «Анастасия» в театре «Бордхерст», отпраздновала юбилейное — сотое — аншлаговое представление. Со временем спектакль может появиться и в Москве. Изначально мировая премьера и намечалась в России: еще в 2013 году инициатор постановки театральный продюсер Дмитрий Богачев собирался отметить ею 400-летие дома Романовых, но что-то не сложилось. Очередную версию легенды о спасшейся от расстрела царской дочери посмотрел теперь в Нью-Йорке Михаил Смондырев. Через десять лет после октябрьского переворота два обаятельных афериста — простолюдин Дмитрий и благородных кровей Влад — дают уроки придворной жизни подметальщице ленинградских улиц Ане, намереваясь переправить ее за границу, выдать за великую княгиню Анастасию и сорвать многомиллионное вознаграждение. Неожиданно для всех уроки побеждают амнезию: Аня действительно оказывается дочерью императора. С целью ликвидировать новоявленную претендентку на престол за ней в Париж отправляют чекиста Глеба, тайно влюбленного в свою будущую жертву. Сын участника расстрела царской семьи не идет по стопам отца. Поиграв у лба Анастасии черным пистолетом, Глеб отпускает ее со словами: «Живи, товарищ!» Но советский строй ущерба не претерпел: наследница предпочла остаться Аней и скрыться вместе с любимым Дмитрием, чтобы вести незаметную частную жизнь вдали от игры престолов. Этим сюжетом Америка не впервые справляет юбилей Октябрьской революции. В 1997 году его уже употребили в мистическом мультфильме «Анастасия», где на роль злодея назначили покойника Распутина, выбравшегося из преисподней (соответственно, ни тебе любовного треугольника, ни терзаний юного чекиста). Звучавшие там песни композитора Стивена Флаэрти на слова Линн Аренс вошли в мюзикл, для которого те же авторы утроили музыкальный материал. Впрочем, главными хитами остались мультяшные мелодии: страстная ария Ани «Путешествие в прошлое» и трогательная колыбельная «Однажды в декабре» — лейтмотив ее счастливого детства. Из новых номеров с ними конкурирует ностальгический хор уезжающих эмигрантов «Остановись, тебя я умоляю» с аллюзиями на романс «Ямщик, не гони лошадей». Остальная неутомительная музыка не равноценна уже признанным шлягерам. Исполнительница заглавной роли Кристи Альтомаре убедительно справлялась с лирикой, но в драматичных кульминационных пассажах на высоких нотах порой переходила на писк. На вышедшем CD ее голос, равно как и голос ее партнера Дерека Клены, звучит гораздо привлекательнее, чем живьем. Куда больше впечатлили Рамин Каримлу в роли Глеба, с надрывом спевший арию «И все же» о необъяснимой симпатии к явно лгущей ему Ане, и Мэри Бет Пил (в роли утомленной внучками-самозванками вдовствующей императрицы) с горестными сетованиями «Я закрываю дверь». Но шоу не опера, сюда идут не столько слушать, сколько смотреть. В «Анастасии» сценографы не поскупились на эффекты: вот Аня в нелепой кофте, подпоясанной солдатским ремнем, поет сердцещипательную арию под мягко падающим снегом на фоне задника с изображением храма Спаса-на-Крови. А в кабинете, где до потолка высятся шкафы с ящичками картотеки, куда, видимо, внесены все граждане СССР, и где деловито маршируют похожие на роботов сотрудники бдящих органов, Глеб в песенном жанре предупреждает Аню о вреде контактов с неблагонадежными элементами. Политический гротеск — пряная приправа к мелодраматизму спектакля. С деревянной трибунки, украшенной портретом Ленина и установленной на фоне Зимнего дворца, чекист Глеб объясняет массам, чем плох был царский Петербург. И растолковывает, чем хорош народный Ленинград: в нем все равны и даже профессор берет в руки метлу. А хор горожан подпевает ему: да, все стали дружны, если забыть про стукачей, все стоят в очереди за хлебом, и два десятка совсем чужих людей проживают совместно в двух комнатушках. Впрочем, мюзикл не щадит и царскую элиту. В парижском акте на вечеринке «бывших» графиня Лили, растянувшись на рояле, поет разудалую песенку об утрате дворцов, бриллиантов, служанок и возможности лопать икру. В ее уста вложена актуальная мысль, что сумасшедшие русские живут в «стране вчерашнего дня»; мысль приправлена употреблением водки в пантагрюэлевских количествах и общей пляской вприсядку, для которой мелодия изумляющим образом меняется с джазовой на клезмерскую. Пресса сообщала о намеченной экспансии мюзикла в страны Европы и Азии. Перспективы его проката в России пока не вполне ясны — хотя Дмитрий Богачев (руководитель отечественного подразделения компании Stage Entertainment, на счету которого московские постановки «Русалочки», «Mamma Mia!», «Призрака Оперы» и другой мюзикловой классики) поначалу задумывал проект с расчетом именно на мировую премьеру в России. В связи с приближающимися датами 2017 и 2018 годов может быть всякое, но есть слабый шанс, что в России «Анастасия», в отличие от «Матильды» Алексея Учителя, избежит гневных депутатских запросов и митингов против кощунников — раз уж 20 лет назад мультфильм «Анастасия» прошел у нас без осложнений. А этой зимой никаких эксцессов не вызвали трансляции в российских кинотеатрах одноименного балета Кеннета Макмиллана из лондонского «Ковент-Гардена», где в третьем акте главная героиня сидит в желтом доме. Даже при благоприятных обстоятельствах трудно предсказать, найдет ли по-своему даже занятная американская клюква сбыт на отечественном рынке, но кто нас знает: может, графиня Лили насчет национального характера и была права.