На голом энтузиазме. Евгений Крамской о проблемах самодеятельного театра

5 августа, в День города Белгорода, самодеятельный театр «Две обезьяны» поучаствовал в четвертом фестивале «Белая маска». О нём, о новых проектах и поддержке творческих людей в областном центре рассуждает руководитель театра Евгений Крамской. Бесплатные выступления и платная сцена Евгений Крамской: Есть один момент, на котором я хотел бы заострить внимание: клоуны работали в выходной, на жаре, в гриме бегали-плясали-пели, что весьма непросто — и, естественно, безвозмездно, ведь изначально участие в белгородских фестивалях не предполагает вознаграждения для самодеятельных коллективов. У меня предложение к управлению культуры города и другим причастным к данному фестивалю: а давайте таким коллективам, которые участвуют бесплатно в таких фестивалях, хотя бы иногда предоставлять в ответ бесплатно площадку для выступлений? Если кто не знает: мы, например, всегда платим за это. А потом нас спрашивают: почему билеты дорогие? Хотя их стоимость обычно весьма доступная, ответ простой: аренда зала + оплата услуг звукоусиления и света + реквизит. А если остаётся ещё и на очень скромный гонорар — ну, тысяча рублей — актёрам за несколькомесячный репетиционный период, — то это просто сказка! В этом году мы поставили клоунский спектакль «Робин Гуд» — и вот он такой получился, что требует именно большого зала, хорошего света и звука, декораций. А с нас требуют аренду 30 тысяч рублей в час! Мне совсем непонятно — почему самодеятельный театр должен платить за аренду зала, как заезжие звёзды? Это же ясно, что мы зал не соберём. Мы, например, билетов 200-300 отдаём в социальные службы, чтобы распространили среди многодетных семей и других льготников. Да, спасибо ЦМИ — они всегда идут навстречу и по очень щадящим тарифам дают нам возможность выступить. Огромное спасибо Белгородской филармонии за то, что мы в комфортных условиях можем репетировать. Но речь не об этом. Татьяна Черных: Но кто-то же вам помогает? — Да, нам очень много людей помогают — именно простых людей, которые что-то умеют. Одна девушка, например, сшила нам замечательные костюмы. Помогают нам с продвижением, с афишированием спектаклей. Но мне кажется, нужен более системный подход в поддержке молодёжного творчества. Меня, бывает, спрашивают: а ты обращался за поддержкой? Да, обращался. Обращался за помощью к бизнесу. Реакции — ноль. Как будто нас и нет. И эта проблема не только наша — это проблема большинства творческих коллективов, потому что у большинства нет спонсоров. Все сами, на свои средства, на голом энтузиазме пытаются что-то сделать. Но энтузиазм не вечен, он уходит. Талантливой молодёжи у нас очень много — и при этом постоянно звучат призывы, что надо увести молодёжь с улицы. Так она бы и сама ушла, вы ей только помогите! Фестиваль фестивалю рознь — Евгений, но ведь и городские, областные фестивали предназначены для молодёжи? — В День города в Белгороде провели, по-моему, пять фестивалей, два из которых — «Белая маска» и «Белый Арбат» — вообще дублируют друг друга. Куда столько в один день? И жаль, конечно, что «Белая маска» становится окончательно уже смотром танцевальных коллективов. Просто изначально это был театральный фест, но в этот раз в программе было только два театра — мы и «Новая сцена» из БГИКИ — и цирк на Крейде. Всё остальное танцы-танцы-танцы + гиревики и барабанщики. Вот недавно в Губкине провели фестиваль «Арт-окно», мы туда ездили, успешно выступили, нам очень понравилось. Я понимаю, там финансы. Но, там пригласили самодеятельные ярославские, питерские театры, думаю, совсем недорогие — и я уверен, этот фестиваль дал огромный творческий заряд всем местным коллективам. А пока мы устраиваем «междусобойчики», из года в год одни и те же, это не становится событием — никто творчески не растёт, и публика не видит нового. И зрителям, и артистам нужно, чтобы к нам приезжали и что-то показывали новое, а мы будем показывать своё и учиться. «Творческие посиделки» — Давайте поговорим о вашем театре, об актёрах — расскажите о них. — Юрий Чуев — наша звезда, он очень интересный актёр, мы ему доверяем играть даже женские роли, а это сложно, и он в состоянии это делать хорошо. Александр Ларин — новичок, который привнёс нам умения, почерпнутые в двух московских театральных вузах. Андрей Баламутов — наш «старожил», он стоял практически у истоков театра. Юрий Боровской — соавтор и сорежиссёр уже двух спектаклей. К нам недавно пришли девушки, они играют в драме, но пока стесняются быть клоунами — Юлия Лобова, Елена Шиянова и Татьяна Викторова. — Будут ли новые проекты — чем порадуете белгородцев? — Недавно театр «Две обезьяны» совместно с нашими друзьями музыкантами участвовал в организации и проведении благотворительного музыкального фестиваля «Надежда», чтобы помочь тяжелобольной девушке. И теперь мы решили сделать такие акции регулярными, ведь творческим людям, которые или работали и уже на пенсии, или работают сейчас, но попали в сложную жизненную ситуацию, тоже нужна помощь и поддержка. — Как будет реализован этот проект? — В виде благотворительных концертов, отдельных акций — хочу через газету призвать участвовать в них тех, кто неравнодушен к творчеству и творческим людям. Уже откликнулась Белгородская филармония и выставочный зал «Родина» — они готовы нас поддерживать. Вот 18 августа в «Родине» у нас будут так называемые творческие «пятничные посиделки», где будут выступать наш театр, группы «Виноград» и «Скандал». Может быть, это странная логика, но если театру не помогают — значит, театр должен помогать сам. Осенью мы ещё раз повторим взрослый спектакль «Направо от лифта» — он понравился публике, при том, что пьесу эту я написал ещё лет десять назад — тем не менее отклик есть, люди смеются. Возможно, покажем «Робин Гуда», а также хотелось бы выпустить ещё одну премьеру. Вообще за эту весну мы сделали три премьерных спектакля — это показывает, что коллектив может и хочет работать и радовать людей.

На голом энтузиазме. Евгений Крамской о проблемах самодеятельного театра
© АиФ