Войти в почту

Playboy и звезды поп-арта: вехи отношений

Playboy был визуально красив во все времена. Но за этой красотой стоят не только фото обнаженных женщин. С тех самых пор, как Хью Хефнер основал Playboy в декабре 1953 года, наш журнал всегда дышал искусством. Сальвадор Дали, Альберто Варгас и Патрик Нагель — вот лишь несколько краеугольных для мирового искусства имен, в разное время мелькавших на его страницах. Здесь и далее фото и иллюстрации Playboy Почти сразу после того, как Хеф отпечатал первый номер Playboy, в Америке появился и другой культурный фетиш — поп-арт. И раз уж двум культам выпало расти и развиваться в одно время, их пути неминуемо должны были пересечься. Сотрудничество нашего журнала с принцем американского попа — именно так в 1967 году Playboy окрестил Энди Уорхола — длилось почти 30 лет. Сегодня мы вспоминаем историю отношений Playboy с Уорхолом и еще тремя тяжеловесами поп-арта — Джеймсом Розенквистом, Томом Вессельманом и Китом Харингом. Некоторые из приведенных ниже работ публикуются впервые. Энди Уорхол Уорхол впервые косвенно соприкоснулся с Playboy в 1961 году, опубликовав работу в журнале Show Business Illustrated, побочном и недолговечном проекте Хефнера. Непосредственно же в Playboy он дебютировал в 1967-м, уже в ранге культурного поп-арт-феномена, с трафаретным диптихом женского торса. Два года спустя Уорхол провел для Playboy «пожалуй, самую неординарную селфисессию всех времен и народов, семь автопортретов в стиле посмертной маски» — именно так оценил этот цикл историк искусств Чарльз Стаки в нашей арт-ретроспективе январского номера за 1990 год. Портреты были выполнены на копировальной машине. Единственный плейбойский пикториал Уорхола вышел в 1974 году; он назывался «Мгновенный Уорхол» и представлял «фотографа, который редко выходит на охоту без верного полароида». К портрету фотографа с вышеозначенной камерой прилагались коллажи из сделанных ею снимков. Фото актрис Патти д’Арбанвиль и Доминики Дарел тогда были забракованы и сейчас публикуются впервые (сверху, на фотографии с самим Энди Уорхолом). В январском номере 1984 года скандально известный писатель Труман Капоте опубликовал оду умершему за год до этого драматургу Теннесси Уильямсу, а Уорхол, на тот момент уже царь и бог мирового искусства, проиллюстрировал его воспоминания. Он сделал два трафарета на основе старых фото Уильямса с интервью Playboy для апрельского номера 1973 года, включая пурпурно-сине-желтую версию. «Базовый» черно-белый портрет сегодня публикуется впервые. Тогдашний арт-директор Том Стейблер выбрал для захода более динамичную красно-голубую версию, чья слегка измененная цветовая гамма воплотилась два года спустя в самой известной работе Уорхола для Playboy — кроличьей голове на обложке январского номера 1986 года. «У меня в голове кролики», — говорил тогда Уорхол. Джеймс Розенквист «Я тот, кто накачал поп-арт стероидами», — писал Джеймс Розенквист в своих мемуарах. И правда, диптих «Плеймейт как изящное искусство» размером 5×2 м, названный в честь иллюстрируемой им статьи в январе 1967-го, — мелочь для Розенквиста. Ничего удивительного, что Playboy величал человека такого размаха «одним из главных детонаторов поп-взрыва». Его «Плеймейт» с блестящими клубничками, сливками, соленьями, сетчатыми корзиночками и обнаженными грудями рассказывали самые заманчивые сказки, и даже спустя много лет, в 2009 году, The New York Times восторженно пишет об их «ареолах размером с баскетбольный мяч». Диптих Розенквиста был выставлен на торжествах по случаю 25-летнего юбилея Playboy в Чикагском культурном центре (на фото с Хефом, Мисс Июль-1977 Сондрой Теодоре и другими гостями). Том Вессельман Вессельман проиллюстрировал ту же статью — «Плеймейт как изящное искусство» — парой больших и сочных губ. «Я решил нарисовать огромный, отделенный от остального тела рот, чтобы сконцентрировать внимание на той части тела, которая чрезвычайно важна как для секса, так и для самовыражения, — но потом взял и нарисовал просто рот, без скрытых смыслов, глянцевый и манящий, какой и должен быть у плеймейт», — рассказывал он. Картина маслом «Рот № 8» была продана с аукциона в 2010 году за $1,9 млн. Кейт Харинг Харинг вошел в зенит славы в 1980-х как настенный художник с талантом как к высокому, так и к примитивному искусству. Его яркие, цветные картины в стиле граффити часто затрагивали политические и социальные проблемы — СПИД, наркотики, неравенство людей. Playboy опубликовал несколько его работ в 1986-м, в том же самом январском номере, чью обложку украшал кролик Уорхола. Тогда говорили, что в поп-арте Харинг принял эстафетную палочку от Энди Уорхола, которого считал другом и учителем. «Понимаете, все, что я сделал, не смогло бы случиться без Энди, — писал Харинг в своей авторизированной биографии. — Если бы Энди не разрушил сами основы того, чем должно быть искусство, я просто не смог бы существовать». Харинг проиллюстрировал в том номере как фикшен (юмористический рассказ Роберта Шекли), так и нон-фикшен (профайл самоучки-гения маркетинга Тома Петерса). Журнал также купил, но никогда не публиковал «Кролика № 2», также известного как «Кролик в движении»; сегодня эта работа публикуется в Playboy впервые. Подарок людям от художника: на Рождество 1986 год Playboy подарил читателям эксклюзивный кубик от Кита Харинга, который надо было вырезать из журнала и склеить. В том же году Харинг открыл свой знаменитый поп-шоп SoHo, чтобы быть ближе к народу.

Playboy и звезды поп-арта: вехи отношений
© PlayboyRussia.com