9 сцен из фильма «Матильда», которые поразят зрителей
Фильм режиссера Алексея Учителя «Матильда» еще находится в стадии производства, но уже успел стать известен всем, хотя мало кто его видел. Собственно, к нему отлично подходит фраза «Не читал, но осуждаю» из-за развернутой против фильма беспрецедентной кампании, организаторы и участники которой настоятельно требуют изъятия из картины ряда сцен или полного запрета на показ в кинотеатрах. Вместо поисков моментов, которые оскорбляют чувства протестующих, давайте переключимся на те кадры, которые точно все видели, и подкрепим их фактами о съемках и художественной составляющей. А осуждать будем, когда картину все-таки посмотрим. История начинается со встречи балерины Матильды Кшесинской и будущего императора Николая, а заканчивается торжественно-трагической развязкой любовной истории — пышной коронацией последнего русского императора. Бюджет картины составил 25 миллионов долларов (почти полтора миллиарда рублей). Съемки проходили в исторических интерьерах — в Мариинском театре и Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. Были построены декорации Успенского собора, Дворца на Речном понтоне. Музыку американского композитора Марко Белтрами записал расширенный состав Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Главные роли исполнили зарубежные актеры. Николая II сыграл 41-летний Ларс Айдингер — артист одного из самых авторитетных в Европе театра «Шаубюне», который находится под большим влиянием русской театральной школы, так как большинство тех, кто сформировал театр, родились в ГДР. На роль Матильды была утверждена выпускница Варшавской театральной академии Михалина Ольшанска, которой удалось обойти около 300 претенденток. Даниле Козловскому досталась напряженная роль офицера императорской армии графа Воронцова, потерявшего в буквальном смысле голову от страсти к Кшесинской. Судя по кадрам трейлера, Воронцов готов пойти на все, чтобы сделать балерину своей и отбить у наследника престола. На дне рождения наследника собрался весь двор во главе с родителями — императором Александром III, которого сыграл Сергей Гармаш, и императрицей Марией Федоровной в исполнении Ингеборги Дапкунайте. Авторы костюмов для фильма — талантливые петербургские художники Надежда Васильева и Ольга Михайлова. На создание костюмов было потрачено свыше 17 тонн ткани, а суммарно было изготовлено 5 тысяч нарядов. В картине воссоздали крушение императорского поезда в Борках, следовавшего из Крыма в Санкт-Петербург. По официальной версии, из-за плохого состояния участка железной дороги и высокой скорости 10 вагонов состава сошли с рельсов. Из 250 пассажиров пострадали 68, погибли 21. Крушение поезда в 1888 году Императорская семья чудом не пострадала в крушении, хотя их вагон был полностью разрушен. Александр III, по словам очевидцев, обладая недюжинной силой, удерживал крышу вагона, пока супруга с детьми выбирались из-под завалов. Царская семья спаслась, однако здоровье императора было серьезно подорвано, что привело к его преждевременной смерти. Коронация императора Николая II и императрицы Александры Федоровны стала ключевой сценой фильма. Специально для съемок была выстроена грандиозная декорация в натуральную величину, с предельной точностью воссоздающая внутреннее убранство Успенского собора Московского кремля. Николай II, уже коронованный, и императрица Александра Федоровна клянутся друг другу в вечной любви. Луиза Вольфрам, исполнившая роль императрицы, также состоит в труппе берлинского «Шаубюне». Ей пришлось исполнять роль полностью на русском языке. Луиза призналась, что влюбилась в язык и в будущем мечтает его выучить. Зрителя наверняка поразят впечатляющие сцены из двух балетов: «Голубая птица и принцесса Флорина» и «Жемчужина». Последний шел во время торжеств по случаю коронации Николая II. Хореографом-постановщиком стал Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета. Артисты театра снялись в массовых сценах. Среди них была найдена дублерша для исполнительницы роли Матильды в балетных сценах. Для воссоздания сцены трагедии на Ходынском поле утром 18 мая 1896 года, где прибывшая еще с ночи толпа, желая получить бесплатные подарки в честь коронации Николая II, стала напирать на ларьки, участвовали более 2000 актеров массовки, а съемки длились несколько дней. В результате давки в 1896 году погибло более тысячи человек, раненых было столько же. Облик конца XIX века Ходынскому полю придали с помощью компьютерной графики. В спецклиниках XIX века, куда, очевидно, попал влюбленный в Кшесинскую граф Воронцов, душевнобольным приходилось плохо. Средства лечения несчастных оставляли желать лучшего — удары током, утопление. Применялись даже старинные, но модифицированные на современный лад инструменты — например, пыточное колесо. Смотрите также: Царское угощение: меню с коронации Николая II Черная жемчужина русского балета, обаявшая Хичкока и весь Голливуд