Войти в почту

Почему кассеты снова в моде. Не выбрасывай магнитофон

В последнее время я стал замечать, что современные музыканты всё чаще выпускают новые альбомы не только на популярных цифровых платформах, дисках, виниле, флешках и даже спиннерах, но и на старых-добрых аудиокассетах. Неожиданное возвращение давно забытого формата оказалось переполненным интересной статистикой и удивительными фактами. Делюсь ими с вами. О каком возвращении вообще речь В 2010 году компания Sony перестала выпускать культовые кассетные плееры Walkman, а само понятие cassete player исчезло из Оксфордского словаря в 2011 году. Но в 2014 году случилось нечто странное и ошеломляющее — американская компания National Audio Company выпустила и продала более 10 миллионов аудиокассет. Этот год стал самым успешным для компании с момента её основания в 1969 году. Но не только в США отметили такой неожиданный рост продаж. В 2007 году в Великобритании было продано всего 205 000 кассет, но в 2015 году их было продано уже 2,1 млн штук — больше, чем за последние 20 лет. Хронология возвращения Эпицентр современной кассетной лихорадки оказался в Калифорнии. В 2007 году Шон Борман и Ли Рикард основали звукозаписывающую компанию Burger Records, быстро ставшую центром местной независимой музыкальной сцены. Им удалось сплотить вокруг себя более 1000 исполнителей и целые фестивали. Изначально они решили выпускать музыку на кассетах, потому что никто другой этим больше не занимался, а для начинающих музыкантов и их поклонников это могло стать отличным и, главное, недорогим способом распространения и прослушивания записей. Себестоимость одной кассеты находилась в районе $2, тогда как в магазине они продавались по $5 — такая цена всех устраивала. Успех независимого лейбла не остался незамеченным. В 2015 году к Burger Records обратились парни из Green Day для перевыпуска культового альбома Dookie от 1994 года. Шон Борман не мог поверить своим глазам и ушам: этот альбом ему включал на аудиокассете ещё его отец, а тут сама группа пришла к нему с таким важным делом. Но то был уже гребень волны. Популярность к аудиокассетам вернулась чуть-чуть раньше. Начиная с 2013 года многие музыкальные ритейлеры практиковали так называемые Cassete Store Days для особых ценителей, где люди могли купить редкие записи. До 2014 года эти дни кассетных распродаж не представляли особого интереса для широкой публики, но всё изменилось с выходом саундтрека к первым «Защитникам Галактики». Интересный маркетинговый ход, напрямую связанный с музыкальной коллекцией одного из героев фильма, возымел плоды. В 2014 году было продано 11 500 копий саундтрека и около 5 000 копий в 2015 году. Это запустило цепную ностальгическую реакцию. Крупные музыкальные лейблы начали переиздавать не только старые релизы популярных исполнителей, но и выпускать новые. Джастин Бибер, Eminem, Twenty One Pilots, Канье Уест и другие стали издаваться на кассетах. Один из альбомов Нелли Фуртадо вообще вышел только на кассетах. Группа Metallica перевыпустила 7-трековое демо 1982 года “No Life ‘Til Leather” тиражом 10 000 экземпляров с воссозданной заново рукописной обложкой барабанщика группы Ларса Ульриха. Возвращение аудиокассет на рынок официально состоялось. Правда, у современных кассет есть одно важное отличие от кассет далёкого прошлого: новые релизы крупных музыкантов содержат коды для загрузки цифровых версий альбомов. Кто и зачем стал покупать кассеты Прежде всего это были поклонники малоизвестных независимых местных групп. Музыканты не могли себе позволить заказывать большие тиражи кассет, поэтому партии от 100 до 1000 штук оседали в руках немногочисленных фанатов. Внезапно вернувшийся интерес мейджор-лейблов к аудиокассетам изрядно разозлил некоторых особо фанатичных ценителей и защитников инди-сцены, потому что, по их мнению, привёл поколение молодёжи, не способной оценить всю прелесть подобных релизов. Треки нельзя переключить. Сменить исполнителя тоже нельзя. Как этим вообще можно пользоваться? Но когда эмоции поутихли, стало понятно, что на волне хайпа кассеты стали покупать как современные пользователи стриминговых сервисов, узнавшие, что музыка бывает не только в цифровом формате, так и люди возрастом до 35 лет, у многих из которых до сих пор на ходу старые автомобили с кассетными магнитолами. Что об этом думают зачинщики переворота Стив Степп, основатель National Audio Company, считает неоспоримой заслугу крупных лейблов, но само по себе возвращение аудиокассет на рынок — однозначной победой независимой сцены. Начиная с 2006 до 2012 года его компания отмечала постепенный и устойчивый рост интереса к аудиокассетам, но не предполагала, что он станет таким ошеломляющим к 2014-2015 году. Ретро-революция. Вот, что произошло, по его мнению. И Степп видит большое и яркое будущее для аудиокассет, потому что люди, которые снова начали их покупать, уже были знакомы с миром цифрового аудио, но предпочли аналоговый звук. По словам Ли Рикарда, одного из основателей Burger Records, музыка, записанная на кассеты, звучит и ощущается совершенно иначе. Аудиокассеты компактны, удобны для коллекционирования, часто содержат уникальные обложки, а стоят дешевле чашки кофе. Нет ничего лучше прямой покупки кассет у местных начинающих музыкантов для их поддержки. «Мы — старая школа. Мы аналоговые. Нам нравится трогать всякие штучки. Чувствовать их. Мы чувствительны и принимаем всё близко к сердцу. При переводе в двоичный код теряется слишком много всего, что невозможно описать простыми словами. Компьютер понимает только нули и единицы. Все остальное — теряется».

Почему кассеты снова в моде. Не выбрасывай магнитофон
© iPhones.ru