Войти в почту

Юбилей празднует народный артист Михаил Филиппов: сначала в узком кругу, а чуть позже 70-летие актера отметят спектаклем на сцене его родного театра имени Маяковского. Спектакль поставлен по книге Михаила Филиппова «Мои «свояси». Слово «свояси» Михаил Иванович изобрел для обозначения очень личного, интимного мира, куда уходят «восвояси». В жизни Михаила Филиппова много таких «запретных» зон. Он наотрез отказывается говорить и о своем первом браке с Ириной Андроповой (дочерью председателя КГБ СССР), и о второй жене — Наталье Гундаревой, с которой прожил 16 лет. В свои «свояси» он допускает не каждого. — Михаил Иванович, вы четыре года проучились на филологическом факультете МГУ. На вашей работе это как-то сказалось? — Самое неуместное здесь слово — «учился». Я даже не понимал тогда, на лекции каких великих людей я ходил. Когда мне при переводе в ГИТИС дали справку на 5 листах с перечнем предметов, по которым я, оказывается, сдавал экзамены и зачеты, я сам удивился. Я не был тогда готов к учебе. Я почувствовал в себе эту готовность только лет 10–15 назад. Вот сейчас я бы с удовольствием пошел на какой-нибудь гуманитарный факультет и стал бы если не талантливым, то по крайней мере усердным студентом-переростком. — Ваш однокурсник Владимир Новиков, ныне известный литературовед, вспоминал, что вы придумали название для студенческого научного кружка по изучению мата… — Да, НИИХМАТЬ. Это было на застолье в общежитии. Но сам я в этом кружке не состоял. Мои однокурсники — они уже тогда были филологи. А я как перешел на втором курсе через дорогу — то есть через улицу Герцена, нынешнюю Большую Никитскую — и как попал в дом культуры гуманитарных факультетов МГУ, так меня эта стезя и сманила. Театр-студия «Наш дом » была лицеем, в котором мы друг друга образовывали. Мы снабжали друг друга запретной литературой. До сих пор помню то ощущение, когда тебе на одну ночь дали Набокова, и ты после поздней репетиции едешь в метро, запрятав книгу за пояс… Еще учась в МГУ, я пробовался на роль Остапа Бендера в фильм «12 стульев», который собирался снимать Леонид Гайдай (ее потом сыграл Арчил Гомиашвили). Тогда ассистенты режиссера, занимавшиеся поисками актеров, не ленились, ходили не только по профессиональным театрам, но и по студенческим. Видимо, кто-то меня заметил. — Вы в детстве мечтали стать актером? — Да. Но — кукольного театра. Я ходил на все спектакли Сергея Образцова, разыгрывал представления дома. Что-то в этом было — повелевать человечками, а самому прятаться за спинкой дивана. — Извините, но ведь и во взрослой жизни у вас долгое время было почти так же. Вплоть до выхода «Петербургских тайн» в 1994 году вы оставались почти неизвестны публике. Вроде как были на экране — и вроде как вас и не было... — И не только на экране. Я и в театре по-настоящему пригодился (предпочитаю именно такую формулировку) довольно поздно — в 45 лет, когда сыграл в «Наполеоне I». Да, с этим непросто было смиряться. Бывали порывы уйти из профессии. Но я думал, как я себя тогда буду чувствовать, проходя мимо театральных афиш? — А сейчас вы мимо них с каким чувством ходите? — А я хожу не только мимо. Я часто бываю в театрах. Правда, проявляю осторожность — пытаюсь заранее отгадать, что мне могут показать. Я не люблю экспериментов, которые оказываются бессмысленными перформансами, особенно если они связаны с терзанием классики. Всем могу порекомендовать Театр Петра Фоменко, РАМТ, Театр имени Станиславского, «Геликон-оперу». — Чем еще занимаетесь на досуге? — Я не мастер жадно впитывать впечатления и коллекционировать селфи на фоне достопримечательностей. Я человек диванно-торшерный и креслопледовый. Сейчас в моей жизни многое определяет Зефир. У меня никогда не было котов, а недавно появился этот полосатый британец. Он голубых кровей. А я — из крестьян (мой отец в детстве пас гусей, потом, правда, стал журналистом и дипломатом, был послом в Венгрии, Финляндии, Люксембурге). Нам с этим аристократом непросто, мне приходится многое в себе пересматривать. — А для вас это привычное занятие — пересматривать в себе что-то, меняться? Не на сцене, а в жизни? — Не могу сказать, что я за свою жизнь сильно менялся. Я — не очень повзрослевший московский мальчик. Это порода такая, мои сверстники меня поймут. И я никогда не стремился особенно в жизнь вписываться. Я — человек с обочины. Мне не скучно с самим собой, потому что у меня есть я. А у этого «я» много занятий и забав, непонятных другим. СПРАВКА Михаил Филиппов родился 15 августа 1947 года в Москве. Окончил ГИТИС (1973). Играет в Московском театре имени Маяковского и Театре «Эрмитаж». Самые известные экранные роли — в сериалах «Петербургские тайны» (1994), «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского» (1999), фильме «Змеиный источник» (1997). Народный артист России (1996), лауреат премии мэрии Москвы (1997), Государственной премии России (1999), ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2013). Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Человек с обочины
© Вечерняя Москва