JEKKA о симбиозе науки и музыки, трансе и фольклоре
Ее называют электро-поп-дивой и открытием в российской электронной музыке. Она — певица и композитор. А этим летом ее ждут на Young Blood Stage фестиваля Skolkovo Jazz Science.JEKKA о симбиозе науки и музыки, трансе и фольклоре- Не кажется ли вам странным объединение джаза и науки? Отнюдь. Мне кажется, симбиоз науки и музыки задумывался на небесах. С одной стороны, музыка очень близка к математике, в первую очередь из-за счета и ритмики. С другой стороны, музыка очень сильно влияет на состояние человека. Звук быстрее всего отражается на настроении и на состоянии человека . Услышим грохот — сразу срабатывает рефлекс отпрыгнуть. Музыка очень сильно влияет на обучаемость, развитие способностей людей в совершенно другой среде. Этот феномен до конца так и не изучен, так что наука вполне может заняться и джазом. - Почему в современном мире вы вдруг обратились к фольклору? Городская среда сама по себе очень шумная. Мы все время находимся в окружении шумов, в то время как в деревне (назовем условно так это пространство) преобладает тишина, а в центре жизни человека и уклада, звуковой культуры находится голос. Это то, что меня привлекает в фольклоре. В прежние времена с детства все люди учились петь: было обыденным встать и петь, умываться — и петь, работать — и снова петь. Практически каждое действие или событие, не говоря уже о тех, что имели ритуальное и обрядовое значение, сопровождалось соответствующей песней — от колыбельной до похоронного плача. Весь цикл жизни, таким образом, параллельно проходил и в песенном измерении. Мне стало интересно попытаться соединить эти два мира, при условии, что второй, фольклорный мир уже практически не существует. Получится ли переложить фольклорные ритуалы на сегодняшний день, на наши современные проблемы , переходные моменты? Об этом, кстати, мой новый альбом (альбом #ГОД выйдет в конце 2017 года, – прим. редакции). В нем город получился этаким шумным зверем, а фольклор — это голос, который возвращает во внутреннюю тишину, такой внутренний стержень, что не дает расщепляться. Из-за огромного количества информации вокруг, отвлечений на смартфон, мейлы, экраны — внутри нас тоже много шума, суеты, иногда бывает сложно сосредоточиться. Для меня фольклор, голос — это поиск внутренней тишины. - Насколько это состояние внутренней тишины при помощи голоса соотносится с трансом? На ум сразу приходит медитация… Мне кажется, что транс — это какая-то высшая степень достижения просветления, поэтому скорее нет, чем да. В некотором роде, песни действительно могут быть медитацией: колыбельная — очень яркий пример. - Готов ли современный слушатель к восприятию такого стиля? Фольклор у нас пока еще сложно воспринимается в каком-то новом виде. Во многом из-за стереотипов: кто-то считает, что фольклор должен быть сугубо аутентичен, без добавления инструментов, а иначе он теряет легкость. Хотя с фольклором экспериментируют довольно давно и успешно многие композиторы, да и современные музыканты, тот же Старостин или Инна Желанная. Я обратилась к фольклору еще и потому, что заметила, как интересно иностранные музыканты прибегают к использованию сэмплов азиатских, латинских, африканских гармоний инструментов, умело вплетая их в электронные аранжировки. Забавно, что у нас фольклор сейчас воспринимается как нечто экзотическое, даже андеграудное. Сложилась парадоксальная ситуация: скажем, в селе техномузыка никого не удивит, а вот фольклор вряд ли услышишь. Так что есть над чем работать. 5 московских выставок о моде, которые идут прямо сейчас 6 самых странных спектаклей, которые можно увидеть в Москве