Ещё

Цензура — внутри художника. Памятник должен будить эмоции? 

Цензура — внутри художника. Памятник должен будить эмоции?
Фото: АиФ
Корреспондент «АиФ — Саратов» задал несколько вопросов известному скульптору Николаю Бунину о культуре, памятниках, новых мастерских и творческих планах на будущее.
— Николай Владимирович, несколько месяцев назад художников попытались выселить из занимаемого ими помещения в никуда. Писали о том, что выделили помещения, непригодные для творчества. Сейчас эта ситуация разрешилась?
— Да, ситуация разрешилась. Нашим художникам предоставлены мастерские в разных районах Саратова. Это в основном старый жилой фонд. В некоторых мастерских требуется небольшой ремонт. Сейчас все члены союза, за исключением тех, кто отказался, обеспечены мастерскими. Мы очень благодарны всем за помощь.
Борьба за выживание
— Почему у нас, как раньше говорили, творческая интеллигенция все время борется за свое выживание? С чем это связано? Художника обидеть может каждый?
— А кто не борется за выживание? Конечно, хотелось бы большей поддержки от государства. Если культуру оставить на самоокупаемости, то велик риск если не полного её исчезновения, то сильного снижения художественного уровня. Она постепенно утратит все функции, кроме развлекательной. Это было бы очень печально.
— Вы возглавляете Саратовское региональное отделение Союза художников России. Трудно ли быть художником в наше время? Какие проблемы есть у Союза в целом и у отдельных художников?
— Художником быть трудно в любые времена. Ведь творчество требует полной самоотдачи. Проблемы же у Союза художников, конечно, есть, крупные и мелкие. Последние мы решаем сами, а вот с крупными необходима помощь. Была серьезная проблема с мастерскими, но она решилась. Перед Союзом стоит еще одна серьезная задача: приближается юбилей, Союзу исполняется 80 лет, и нужно выпустить каталог, организовать выставки на нескольких площадках, пригласить гостей, в том числе столичных, и еще многое сделать. Все это требует значительных средств. Союз художников не сможет профинансировать мероприятие должным образом. Будем обращаться в министерство культуры региона, надеемся на помощь. Еще хотелось бы провести в Саратове симпозиум по скульптуре. Пригласить мастеров из разных городов и стран. Это подняло бы престиж нашего города и он был бы украшен более чем десятком современных скульптур различных авторов. Если мы хотим называться культурной столицей Поволжья, то надо что-то для этого делать.
Растут как грибы
— В городе появились новые памятники. Некоторые люди говорят, что они растут как грибы. Все ли они нравятся вам?
— По моему мнению, памятников у нас в городе мало. Необходимо вносить в городскую среду как можно больше элементов, украшающих её, вносящих разнообразие. Городская скульптура меняет облик в лучшую сторону, придает индивидуальность. Поэтому нужно больше памятников хороших и разных. Кстати, в советское время любой новый объект монументального искусства проходил худсовет. Это служило гарантией, что непрофессиональное, низкого художественного уровня произведение публика не увидит. Было бы хорошо и правильно вернуть худсовет в нашу жизнь.
— Какого монумента особенно не хватает?
— Знаете, в 1996 году я выиграл конкурс «Памятник репрессированным». Даже премию получил. Но средств на установку выделено не было. Проект, увы, остался нереализованным. Эскиз приобрел художественный музей имени Радищева. Вот его мне бы хотелось воплотить.
Кроме того, если рассудить с позиции иногороднего гостя: любой туристический маршрут подразумевает знакомство с местными легендами. В Саратове их предостаточно, а памятников нет. Взять, к примеру, писателя , живописца и др.
— Напомните читателям, какие работы из установленных в регионе ваши.
— «Огней так много золотых» (на проспекте Кирова в Саратове), памятники Чемодурову, Благодарову (на одноименных улицах областного центра), «Героям фронта и тыла» (Ленинский район, 6-й квартал, в сквере Победы), памятник Строителям (проспект Строителей в Саратове), мемориальные доски известных горожан и т.д.
— Памятник на проспекте Кирова не только стал символом города, но и оброс легендами. Девушки говорят, мол, сфотографировавшись со скульптурой холостяка («Огней так много золотых»), в скором времени можно счастливо выйти замуж.
— Возможно. Значит, он удачно вписался в жизнь саратовцев (улыбается).
Разное искусство
— Каково ваше отношение к современному искусству? На улицах многих городов Европы устанавливаются именно такие творения.
— Современное искусство разное, и отношение такое же. По моему мнению, произведение должно будить эмоции, заставлять задуматься, побуждать людей становиться лучше, украшать наш мир. Художник без индивидуального лица, каким бы он ни был образованным, не состоится никогда. Через образ творческая личность воплощает свое мировосприятие, так сказать, художественное видение жизни. Если же художник стремится только эпатировать зрителя, то мне это не близко.
— Есть ли цензура для скульпторов?
— Цензура должна быть внутри художника. Ведь мы не мусорим на улицах, стараемся вести себя прилично. Так и в творчестве.
— Над чем работаете сейчас?
— Сейчас я готовлюсь к зональной и республиканской выставкам. Работаю в малой пластике.
Кстати, в решении вопроса с художественными мастерскими принимали участие врио губернатора области и министр культуры Татьяна Гаранина.
Видео дня. Питон-гигант проглотил всех собак в деревне
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео