Гаражные записи
Выставка музыка В Музее современного искусства «Гараж» открылась выставка «Музыка на костях», посвященная звуковому самиздату на рентгеновских пленках в СССР 1940–1960-х годов. Она создана участниками лондонского исследовательского проекта X-Ray Audio, композитором и продюсером Стивеном Коутсом и фотографом Полом Хартфилдом. Выставку открывают плакаты прошлого столетия с изображением Элвиса Пресли, Луи Армстронга, Билла Хейли, Эллы Фицджеральд, а также фотографии Вадима Козина и Петра Лещенко, стоявших у истоков русского шансона. Под цензуру попадала не только иностранная, но и отечественная музыка. Спрос на нее породил альтернативу грампластинкам фирмы «Мелодия» — записи «на костях». «Рентгениздату» в СССР поспособствовало появление в стране по крайней мере одного трофейного рекордера. Ранее западные компании использовали мягкие полупрозрачные материалы для создания первых гибких грампластинок. Раритетные музыкальные носители из Европы и США представлены на выставке наряду с советскими пластинками «на костях». Среди других экспонатов — перечень разрешенных в СССР сочинений, номера советских журналов, звуковые письма, старые альбомы Ринго Старра и The Beatles, фильм «Удивительная история советской “музыки на костях”», снятый в рамках проекта X-Ray Audio, и гигантская пластинка в центре выставочного зала, окруженная надписями на полу «Запрещено!», «Forbidden!». «Рентгениздат» утратил свое значение с появлением магнитофонов. Выцветшие и поврежденные пластинки дошли до наших дней в качестве объекта искусства. Изучить их и эпоху «музыки на костях» можно в «Гараже» до 5 октября. Елена Николенко