Разговор с художницей о сути абстракции и выходе за рамки
С Ириной Горюновой автор этих строк знаком давно, и для меня она — не только талантливый художник, но и содержательный, предельно открытый, не заносчивый, веселый человек. Постепенно, от последних новостей и событий, наш разговор перетекает в сферу искусства. Она говорит мало и лаконично, так, что порой создается ощущение ее нежелания интерпретировать свое творчество, что лишний раз наводит на мысль о его интуитивности, которая так мало поддается рациональному объяснению. Но о процессе возникновения и развития своих полотен Ирина говорит охотнее: «Мои картины всегда состоят из нескольких слоев, разделенных временными промежутками. Первый слой, как правило, представляет собой фон. Его гладкую, спокойную текстуру с мягкими переходами можно счесть уже законченной картиной. Проходит некоторое время, и я осознаю, что здесь мне все понятно. Так наступает следующий этап — когда я что-то убираю и что-то добавляю». По её словам, «этот процесс идет гораздо дольше, с временными интервалами, когда я просто смотрю на работу или избегаю смотреть, в зависимости от этапа». «Это длится до того момента, пока не начинаю остро чувствовать, что более с картиной я уже ничего не сделаю, она закончена, — пояснила Ирина. — К этому моменту изображение на холсте — отдельная, самодостаточная сущность. Теперь картина существует автономно». Во время разговора у меня открыт персональный сайт художницы, на котором ее работы разбиты по годам. Я прокатываюсь по страницам, отмечая для себя, что каждую картину мне хочется рассмотреть детальнее и желательно вживую. Сочетание насыщенной палитры и своеобразной техники цепляет взгляд и оседает где-то в подсознании всполохами мыслей и ощущений. Как художник-абстракционист, Ирина настаивает, что глубокий контакт между автором и зрителем происходит не через проекции реальности, а через линии, пятна и мазки краски — так искусство избавилось от необходимости что-либо изображать, предлагая зрителю ощутить ничем не замутнённую радость от взаимодействия с цветом, формой и текстурой. Предлагая визуальный опыт, не обременённый предметностью, художница как бы облегчает задачу зрителю, не давая ему отвлечься на объекты, изображённые на картине, и помогая сразу погрузиться в эмоциональное переживание. Ее абстрактная живопись вытягивает из вас чувства, изображая сцены, которых там технически нет. По мнению Ирины, абстрактные работы утверждают понимание того, что реальность навсегда останется ускользающей, а любые попытки ее передать обречены на неудачу. В свою очередь, абстрактная картина существует по своим правилам, в своей, независимой реальности. Мне не терпится затронуть тему названий картин художницы, по сути часто представляющих собой небольшие истории, не всегда предельно ясные, но всегда увлекающие и интригующие. И здесь Ирина снова немногословна: «Конечно, я как автор отчасти фиксирую восприятие названиями, но эмоциональный контакт важнее и сосредоточение на собственном ощущении в момент просмотра, на конкретном индивидуальном духовном переживании — это и есть моя цель». И в заключение нашего разговора, касаясь темы намеренного отсутствия рам у картин художницы, Ирина поясняет, что это ее осознанный выбор, который приглашает вас отбросить старые представления об искусстве и мысленно расширить его пределы, буквально выйти за рамки.