Войти в почту

Как совершались самые дерзкие похищения шедевров мировой живописи

21 августа 1911 года была совершена одна из самых громких краж ХХ столетия: из Лувра похитили «Мону Лизу» кисти Леонардо да Винчи. За два года поисков преступника до того мало известная широкой общественности «Джоконда» стала мировым символом искусства. Прославился и грабитель, пойманный из-за собственной беспечности. На своей родине в Италии он обрёл славу чуть ли не национального героя. Об этом и других дерзких и необычных похищениях шедевров мировой живописи — в материале RT. Утром 21 августа 1911 года итальянский зеркальщик Винченцо Перуджа похитил из парижского Лувра «Мону Лизу» кисти Леонардо да Винчи. Перуджа числился в музее сезонным рабочим, а потому беспрепятственно попал в зал, когда там не было посетителей, вынул холст из рамы, завернул его в куртку и скрылся. Сразу после обнаружения пропажи — к слову, отсутствие картины заметили только на следующий день — в газетах поднялась небывалая шумиха. Так, из не самого знаменитого на тот момент произведения великого Леонардо «Джоконда» моментально превратилась в главное культурное достояние Европы. Кого только не подозревали в её краже: художника Пабло Пикассо, поэта Гийома Аполлинера, анархистов, шпионов и даже германского кайзера Вильгельма II. Расследовать это дело взялся известный сыщик, изобретатель системы идентификации преступников по антропометрическим данным Альфонс Бертильон. Однако все его попытки выйти на след грабителей оказались безуспешными. Вор выдал себя сам: он написал флорентийскому антиквару Альфредо Гери простодушное письмо с предложением купить у его «Мону Лизу». Впоследствии Перуджа объяснил, что всего лишь хотел вернуть итальянцам какую-нибудь из картин, «украденную Наполеоном». Соотечественники Перуджи от такого объяснения пришли в восторг и сразу же объявили его национальным героем. Итальянский суд тоже высоко оценил патриотический настрой Перуджи и приговорил его всего к одному году лишения свободы. Пока ты спал Похищение «Джоконды» из Лувра — не единственная кража шедвра мировой живописи, совершённая с необычайной лёгкостью. Поль Гоген «Таитянский пейзаж» 1897 © Поль Гоген «Таитянский пейзаж» 1897 Из Художественной галереи Уитворт в Манчестере в 2003 году вынесли сразу три ценных полотна: «Таитянский Пейзаж» Поля Гогена, «Укрепления Парижа с лошадьми» Винсента Ван Гога и «Бедность» Пабло Пикассо. Через некоторое время в полицию позвонил неизвестный и посоветовал поискать картины около общественного туалета рядом с музеем. Они действительно находились там. К работам великих художников была прикреплена записка: «Я не хотел украсть. Лишь обратить внимание на отвратительную систему безопасности». В 1994 году из национальной галереи в Осло похитили одну из версий «Крика» Эдварда Мунка. Двое преступников умудрились вынести картину из зала за 50 секунд. Охранники — вероятно, увлечённые просмотром зимних Олимпийских игр в Лиллехаммере, — спохватились слишком поздно. Вскоре найти произведение искусства удалось на одном из норвежских курортов. Настоящая драма развернулась вокруг похищения семи картин из роттендармского музея «Кюнстхал» в Роттердаме. Осенью 2012 года несколько молодых людей вынесли оттуда произведения Пабло Пикассо, Клода Моне, Анри Матисса, Поля Гогена, Люсьена Фрейда и Мейера де Хана. Преступников нашли и осудили, однако ни одно из полотен обнаружить не удалось. По одной из версий, картины успели передать сообщнику за границей, по другой — чемодан с произведениями искусства сожгла мать Раду Догару — одного из осуждённых. Во время заседаний Догару жаловался судье, что система безопасности музея оказалась слишком слабой. «Я и не думал, что туда можно попасть так легко», — объяснял он. Преступник не врал: войти в помещение удалось с помощью минимального набора инструментов, а на то, чтобы вынести полотна из здания, грабителям понадобилось не больше трёх минут. Истории с переодеванием В сентябре 1989 года в берлинском музее-замке Шарлоттенбург была похищена одна из четырёх версий «Бедного поэта», а также «Любовное письмо» Карла Шпицвега. Пока охранники озирались, пытаясь понять, куда исчезла только что висевшая на стене картина, зал неспешно покинул мужчина на инвалидном кресле. Полотна находились под пледом, которым были укрыты его ноги. Карл Шпицвег «Бедный поэт», 1839 © Wikimedia Commons Чтобы вынести произведения искусства из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, грабителям пришлось переодеться в форму полицейских. Преступники приказали пустить их внутрь, приковали охранников наручниками к трубам в подвале, а затем в течение почти полутора часов расхаживали по залам, выбирая картины. В ту ночь злоумышленники вынесли 13 экспонатов общей стоимостью около $500 млн, в том числе знаменитый «Концерт» Яна Вермеера. Это полотно по сей день считается самым дорогим из утерянных. Гражданин Греции Фивос Иставриоглоу подобный маскарад посчитал бы излишеством. Он просто зашёл в нью-йоркскую галерею «Венера над Манхэттеном», снял со стены «Афишу Дон Хуана Тенорио» Сальвадора Дали, положил картину в сумку и беспрепятственно вышел. Несмотря на то, что мужчина попал на все камеры наблюдения, опознать его никто не смог. Продолжение истории такое же сюрреалистичное: видимо, отчаявшись сбыть краденое, Иставриоглоу уже из Греции по почте отправил картину обратно в музей. Поймать вора удалось только благодаря тому, что в базе данных полиции остались его отпечатки пальцев: когда-то мужчина украл из супермаркета банку сока. Караваджо из сарая Чаще всего похищенные произведения искусства удаётся отыскать в частных коллекциях, владельцы которых могут и не подозревать, что купленные полотна были украдены. Однако порой картины находят в самых неожиданных местах. О.Ренуар "Разговор с садовником" © О.Ренуар "Разговор с садовником" Зимой 2000 года трое вооружённых грабителей похитили из Национального музея Швеции «Разговор с садовником», «Юную парижанку» Ренуара и «Автопортрет» Рембрандта. «Разговор с садовником» нашли случайно, во время антинаркотического рейда — картина лежала в мешке с марихуаной. Остальные полотна отыскали спустя несколько лет. Куда более печальная участь ждала похищенную в 1969 году из часовни Сан Лоренцо в Палермо работу Микеланджело Меризи да Караваджо «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием». Если верить бывшему киллеру «Коза ностры», картину передали на хранение семье, глава которой не нашёл ничего лучше, чем спрятать полотно на ферме. Там часть холста съели крысы и свиньи. А то, что осталось, сожгли в печи. В феврале 2008 года трое вооружённых грабителей в лыжных масках вынесли из Собрания Фонда Эмиля Бюрле в Цюрихе картины Дега, Моне, Сезанна и Ван Гога стоимостью более $160 млн. Эта кража была самой крупной с начала века. Отыскать полотна удалось уже через день. Они находились в автомобиле, припаркованном у психиатрической клиники. Рембрандт ван Рейн «Портрет Якоба де Гейна Третьего» «Портрет Якоба де Гейна III» кисти Рембрандта похищали четыре раза. Из-за этого картина получила прозвище «Рембрандт навынос» и вошла в Книгу рекордов Гиннесса как наиболее часто похищаемое полотно. Правда, каждый раз работа великого художника возвращалась на место: её находили привязанной к багажнику велосипеда, под скамьёй на кладбище, в такси и в камере хранения на железнодорожном вокзале.

Как совершались самые дерзкие похищения шедевров мировой живописи
© RT на русском