Художественный музей открыл выставку "Семейные ценности"
Выставка обращает внимание на российскую бытовую семейную культуру, но, в первую очередь знакомит с советскими художниками прошедшего пятидесятилетия, а уже во-вторую воспевает традиционные ценности. В хранилищах государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО", который раньше назывался "Росизопропаганда", хранится богатая коллекция работ, так или иначе раскрывающих тему семьи. 18 августа эту коллекцию живописи, графики и скульптуры выставили в Самарском художественном музее. Позиционируется выставка как воспевание русских семейных традиций. В официальном буклете написано: "После нигилизма 1990-х годов с началом 2000-х явственно ощущается стремление вернуться к истокам национальной идентичности, в которой ценность семьи, детства, материнства занимает одну из ведущих позиций". За этой рекламой, воспевающей идеологическую подоплеку, может ускользнуть художественная ценность выставки. Современный музейный зритель приучен к работам мастеров прошлого и экспериментам совриска, но огромный пласт художественной культуры советской эпохи хорошо известен разве что искусствоведам. Выставка "Семейные ценности" демонстрирует работы мастеров именно советского времени и знакомит зрителей с различными направлениями искусства той эпохи. В "Лекционном зале" сразу обращает на себя внимание работа Ольги Булгаковой "Семья. Мои современники" — контрастные абстрактные персонажи сильно отличаются от реалистичных образов с картин других художников выставки. Картина Альберта Папикяна "Осень. Матери" завлекает масштабом и восточным колоритом. Она рассказывает историю различных поколений женщин одной семьи. Скульптура, графика и детские портреты в основном разместились в зале "Коллекционер". Нежная работа "Девочка у окна" Ларисы Кирилловой явно была вдохновлена живописью эпохи Возрождения. Другой детский портрет на фоне игрушечного замка "Принцесса" Геннадия Мызникова: с таким сдержанным величием взирает с картины девочка в короне, что сразу вспоминается взгляд юной инфанты с шедевра Диего Веласкеса "Минины". А "Портрет жены" Андрея Мыльникова заставляет воскреснуть образ "дамы в белом" Клода Моне. Творчество Сергея Параджанова и Нико Пиросмани оживает в работе Юрия Абисалова "Память". Тема детства вдохновила и скульпторов. Саранский мастер Николай Филатов представил для выставки композицию про трех юношей — "На ходулях". А Юрий Злотя, прославившийся памятниками царям и писателям, добавил в экспозицию небольшую бронзовую скульптуру "Девочка".