Войти в почту

Нет худа без худкомбинатов

Культурная политика Художник Антон Чубаков из Тулы, на форуме «Таврида» прославившийся проектами «Самовар» и «Муха», задал президенту Путину вопрос: не стоит ли возродить художественные комбинаты? Президент заинтересовался. «Не буду скрывать, я не знал, что художественные комбинаты прекратили существование,— цитирует президента пресс-служба Кремля.— Творчество в прокрустово ложе не загонишь, а поддержка нужна. Понимаю, о чем вы говорите, у меня есть друзья, которые занимаются этим видом творчества. Я знаю, с какими сложностями они сталкиваются в поиске заказов. Но нужна какая-то стабильность, понимаю. Мы обязательно с коллегами поговорим, в том числе в Министерстве культуры. Думаю, что вполне можно будет что-нибудь такое воссоздать». До сего дня «Яндекс» на запрос «Путин возрождает…» сначала с некоторым отрывом выдавал «Путин возрождает ДОСААФ» (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), потом — возрождает КГБ, империю, СССР, Россию, монархию, а вот про худкомбинаты не было ни слова. Теперь будет. У нас на тысячу человек населения примерно один художник (без компьютерщиков), нас 140 млн — это получается почти 150 тыс. художников. По статистике сайта russia.trud.com, профессия «художник» является наиболее высокооплачиваемой в Брянской области, уровень средней заработной платы составляет 40 тыс. руб. Следом идут Московская область и Ленинградская область. Если какая-то профессия оказывается самой высокооплачиваемой в Брянской области, это ведь много говорит о состоянии профессии. Так что прямо слов нет, какая это прекрасная идея. 150 тыс. человек перебиваются с хлеба на квас, а это граждане и избиратели. Еще можно сказать, что художники — интеллигенция, но ведут себя особенно. Свойственное интеллигенции противоестественное желание за государственный счет обличать насчет народных страданий власть у художников менее выражено, чем у поэтов, писателей, журналистов, и сравнимо по уровню с врачами и учителями. Девиантное поведение встречается, но выражается в бытовом разложении, хулиганстве и хамстве, не принимая политических форм. Оппозиционные настроения если возникают, то, как правило, приводят художника в андерграунд, где его никто не понимает и откуда он не в состоянии выбраться самостоятельно. Таким образом, поддержка художников посредством худкомбинатов может создать благоприятное впечатление государственной заботы о духовном развитии без риска, что за твои же деньги тебя же и проклянут. Предположение о том, что туляк Чубаков высказал президенту, что думает, без предварительной модерации, не выдерживает критики. Дураков нет выпускать на президента неподготовленного художника. К тому же Минкульт специально выделил в этом году грант на поездку молодых художников на форум «Таврида». Как теперь выясняется, в небеспочвенной надежде на то, что в Тавриде окажется сам президент. Тем не менее, похоже, вопрос прорабатывался на уровне министра Мединского, но не прошел обсуждения ни в администрации, ни на правительстве. О недостаточном уровне проработки свидетельствует хотя бы то, что президент не знал, что худкомбинаты, оказывается, не работают, а также его представление о том, что в настоящий момент художники находятся в прокрустовом ложе не совсем понятно чего. И хотя ум и эрудиция министра Мединского в настоящий момент не могут вызывать сомнений, тем не менее есть опасения, что некоторые аспекты этой блестящей идеи ушли от его внимания. Художественные комбинаты возникли в середине 1960-х годов посредством преобразования художественных мастерских. Для придания последним привкуса технического прогресса. Тогда все фабрики и заводы преобразовывались в комбинаты, чтобы было видно, что СССР вышел на новый технологический уровень. Конечно, комбинатом это все называлось условно, обновления технологических процессов по сравнению с 1913 годом там не случилось. Но все ж таки некоторый момент комбинатности был — скажем, выпускались и живопись, и графика, и ковры, и ковка, станковая и монументальная скульптура. Было какое-то родство с текстильными, обувными и даже автомобильными комбинатами. Возрождать художественный комбинат не то что обувной — выпуск не тот. И есть проблемы. Первая в том, что неясно, что выпускать. В советское время это было понятно — Ленин монументальный, Ленин бюст кабинетный, Ленин живописный, тематическая картина (типа «Ленин и молодежь»), жанровая живопись (типа «Ленин и печник»), народный декоративно-прикладной эпос (типа «Ленин и революция»), пейзажи, народные женские типы и натюрморты для гостиниц и санаториев. А теперь? Проблему можно решить, но это огромная работа. Нужно составить темник («Полет журавлей», «Вежливые люди», «Оборона Севастополя», «Жизнь и ловля пресноводной щуки», «Рассмотрение диссертации»), утвердить эскизы, выбрать материалы (мрамор, бронза, холст-масло, чеканка, вышивка), разместить заказы, изготовить, а ведь до выборов не так уж много времени. Но возникнет вторая проблема, та, которая подкосила советские комбинаты нехудожественного профиля. Что они выпускали, было никому не нужно. И здесь тоже неясно, куда девать. В советское время был плановый спрос — мелких Лениных по кабинетам, крупных — в коллективы и воинские части, натюрморты — по гостиницам, худковры и шерстяные панно — в театры юного зрителя и загсы. А теперь как? Вот поэтому необходимо было проработать вопрос в правительстве и в администрации! Центробанк, скажем, мог бы рекомендовать всем банкам закупать диаграммы господина Грефа про «четвертую промышленную революцию» в виде картин маслом, и как бы было мило! Но ведь об этом нужно договариваться! Сергей Собянин мог бы заменить ненавистные прогрессивным москвичам парки, плитку и реновацию установкой скульптурных композиций в соответствии с темником. Но не сразу же! Пока все деревья повырубишь… Есть олигархи, которые могли бы сформировать свои личные коллекции из того, что скажут. Тем более что у президента, как он говорит, «есть друзья, которые занимаются этим видом творчества, и у них плохо с заказами». Непонятно, честно сказать, куда раньше-то глядели… Но теперь на это тоже нужно время. Однако в целом, повторю, идея блестящая. Ведь в чем наше будущее? Возьмите хоть тех же художников с их астрономическими зарплатами в Брянской области. Мы как-то не очень вписались в мировой процесс, и тут ничего не поделаешь. Значит, надо создавать территорию, где возрождается все, что отмерло: комбинаты, обувь собственного производства, одежда, бытовая техника, машины, велосипеды для начала. Это не просто, если так подумать… Но здесь поможет волшебная сила искусства! Поскольку речь идет о резервации для всех, сила эта нужна в промышленных масштабах. То есть худкомбинаты по всей стране. Григорий Ревзин

Нет худа без худкомбинатов
© Коммерсант