Художественный музей представит выставку Юрия Филиппова

Выставка произведений Юрия Филиппова посвящена 90-летию со дня рождения самарского мастера. Будут представлены около 80 произведений живописи и графики, исполненные им в 1950-2000 гг. — работы из собрания музея и собрания семьи художника. В 1957 г. Юрий Филиппов приехал в Куйбышев после окончания Киевского художественного института. Особые дружеские отношения связывали его с Валентином Пурыгиным и Альфонсом Кулаковским. Художники стремились вписать новую страницу в историю изобразительного искусства Куйбышева-Самары. Помимо интереса к природе края, для них было важно приобщение к русской истории и культуре. Привлекают внимание работы Филиппова 1960-х-1970-х годов, написанные во время поездок по стране — "Липовая аллея", "Переславль-Залеский. В Никитинском монастыре"; "Борисоглебская слобода", "Переславль-Залесский. Собор Александра Невского", "Сергиев Посад", "Улочка в Переславле" и многие другие холсты, которые наполнены радостью открытия русской старины, любованием красотой старых городов, монастырей и храмов. Художник вводит зрителя в радостный, пронизанный солнцем мир, продолжая традиции русской пленэрной школы, мастеров "Союза русских художников", Юона и Кустодиева. На основе переработанных впечатлений от поездок в 1970-е художник создал и свои нарядные, жизнерадостные полотна, посвященные народным праздникам, эту тему он неоднократно продолжал и в 1990-е — этюд к картине "Русская масленица", "Праздник русской зимы", "Масленица в Переславле". Принимая активное участие в выставках союза художников, Филиппов писал тематические картины, посвященных новому в жизни страны ("В диспетчерской", 1964; "На главном конвейере ВАЗа", 1973). Его картина "В диспетчерской", решенная в традициях "сурового стиля", создавалась на большом подъеме во время "хрущевской оттепели" и привлекает нас своей свежестью и правдивостью трактовки, казалось бы, обыденной трудовой сцены. Юрий Иванович — автор замечательных портретов самарцев, среди которых работы "Портрет капитана Маркочева" (1979), "Бригадир "Куйбышевметростроя" Сердюков" (1986), "Портрет ученого-историка Сергеева" (1994), а также "Портрет актрисы Веры Ершовой" (1997). Но центральное место в его творчестве было отведено пейзажному жанру, где художник занял важное место среди самарских коллег. У его работ — своя особенная тема, свой колорит. Юрий Иванович — автор множества произведений, которые он посвятил Самарскому краю, своей "малой родине". Своеобразие творческой манеры Филиппова ярко выражено в картинах 1990-х — 2000-х годов. Он работает над новым характерным типом пейзажной картины, в котором создает эмоционально-декоративный, исполненный внутренней мощи и особой — "легендарной" — загадочности образ природного мира Самарской Луки и Жигулей, далекого от веяний современного прогресса. Это работы "Древние Жигули", "Лебеди над Волгой", "Облака над Волгой", "Лунная ночь в Жигулях", "Волжские просторы", "Молодецкий курган", "С высоты Сокольих гор". Важное место в творчестве художника занял образ старой Самары, которую мы постепенно теряем. Он создал несколько монументальных пейзажей, посвященных историческому прошлому Самары — это "Самара-крепость. ХVI век" и несколько вариантов монументально-праздничного полотна "Старая Самара", которое является в творчестве художника программным. Юрий Иванович Филиппов — мастер, который воплотил в своем творчестве любовь к родной природе, Самаре, России и навсегда вошел в историю самарского изобразительного искусства.