Анхель Гутьеррес. «Русский испанец» приехал отметить свой юбилей
Испанский режиссер Анхель Гутьеррес приехал в Москву, чтобы в любимом городе, где прошли его самые счастливые годы, отпраздновать 85-летие. В Испанском культурном центре на Кузнецком Мосту Анхель Гутьеррес встретился со своими соотечественниками и друзьями юности. Шестилетним ребенком на корабле его привезли в Россию во время гражданской войны в Испании. Будущий режиссер-классик, один и лучших в мире постановщиков спектаклей Чехова, выпускник ГИТИСа, воспитывался в детдоме, но для него это были счастливые годы. Посол Испании в Москве Игнасио Ибаньес с большим интересом слушал воспоминания Гутьерреса о Москве, дружбе с великими людьми. Господин посол вступил на этот пост 1 апреля, и он пока только знакомится с Москвой. «ВМ» Анхель Гутьеррес рассказал о дружбе с двумя гениями — Владимиром Высоцким и Андреем Тарковским. «Нежность, тишина и доброта Андрея» — Два года я жил в квартире Андрея Тарковского, когда писал свой сценарий, а Андрей снимал фильм «Зеркало». Андрей — большой ребенок: непосредственный, увлекающийся, любознательный, очень умный, пытливый, но не совсем счастливый. Мы с ним сблизились во многом потому, что я детдомовец, а Андрей — безотцовщина. Точнее, отец у него был — поэт Арсений Тарковский, только он рос без него и очень переживал из-за этого. Андрей был невероятно нежный человек. Тихий-тихий. На наших вечеринках он молча сидел в уголочке, слушал и включался в обсуждение только тогда, когда речь заходила о его любимых художниках, в частности о Леонардо да Винчи, или о режиссерах. В годы нашей дружбы Тарковский больше всех режиссеров любил испанца Бунюэля, а потом уже полюбил Куросаву и Бергмана. Еще Тарковский обожал испанские песни под гитару. Когда я начинал играть и петь, Андрей кричал от восторга: «Еще! Еще!». Когда Андрей входил в «страсть», в нем просыпался барс — глаза горели, весь был готов к бою. Мы много говорили с Тарковским о смысле жизни, и для Андрея смысл жизни был в постоянном совершенствовании души. Андрей верил в Бога, в ангелов, в бесконечность духа. Он очень хотел прийти на похороны Пастернака, но мы, друзья, убедили его не делать этого. Для него в те годы это было опасно. И еще — Тарковский был очень добрым человеком. Мне странно читать о нем другие мнения. Между прочим, это Тарковский попросил меня устроить Высоцкого в Театр на Таганке, к Любимову. Высоцкого выгнали за прогулы из Театра Пушкина, и Тарковский умолял меня помочь Володе с театром, и я с радостью это сделал. «Я оказал медвежью услугу Высоцкому» — Я хорошо знал Юрия Любимова, дружил с ним и попросил его посмотреть Высоцкого. Тогда только открылся Театр на Таганке. Володя на вид был московским дворовым мальчишкой — невысоким, невзрачным, но когда он начинал петь, превращался в красавца. На просмотре к Любимову Высоцкий прочитал Маяковского, что-то еще, и только тогда, когда стал исполнять свои песни под гитару, Любимов его принял в театр. Причем незамедлительно. В судьбе Володи я сыграл еще одну роль, за которую чувствую свою вину. Дело в том, что я познакомил Высоцкого с Мариной Влади. Володя покорил Марину таким же способом, как и Любимова — пением под гитару. У меня к Марине неоднозначное отношение. Был некоторый эпизод, который открыл передо мной истину: какой человек на самом деле Марина Влади, но я не хочу об этом рассказывать СМИ. Марина была звездой и вела себя как звезда, а я не люблю «звезд». Гений — всегда скромный, всегда простой. Володя был скромным человеком до встречи с Влади. Но любовь к ней, с этими «мерседесами», Америкой перевернула его внутренний мир. Никогда не забуду вечер, когда Володя позвонил мне и сказал: «Анхель, немедленно приезжай ко мне и спасай». Я приехал и сделал все. Это история его любви, которая не всем известна. Он очень любил одну актрису — талантливую, красивую, добрую девушку, и она его очень любила. Актриса хотела спасти Володю своей любовью, и, видимо, она могла это сделать, но увы! Я чувствую свою вину перед Володей за то, что благодаря мне он встретил Влади. Боюсь, что этим я оказал ему медвежью услугу. Да, еще мой ученик — Валера Золотухин! Я его выучил актерскому делу в ГИТИСе и тоже привел к Любимову. К 85-летию Анхеля Гутьерреса вышел двухтомник «Дневники русского испанца». Издательский дом Академии Жуковского выпустил в свет записи, которые режиссер вел с 18 лет каждый день. Между прочим, Анхель Гутьеррес — великолепный художник, и в книге — его иллюстрации. Приезд Гутьерреса в Москву стал возможен благодаря помощи сообщества русских людей в Испании, которое сделало подарок «русскому испанцу» к его 85-летию и организовало 10 дней пребывания режиссера в Москве, творческие встречи, вечера и, конечно, выпуск книги. СПРАВКА Анхель Гутьеррес родился в 1932 году в Испании. Во время гражданской войны был вывезен в СССР в пароходном трюме. Воспитывался в детском доме. Учился в ГИТИСе, затем там же преподавал. Работал в театре «Ромэн», стоял у истоков создания Театра на Таганке, где был художественным руководителем. С середины 1970-х годов живет в Испании, возглавляет созданный им в Мадриде Камерный театр имени А. П. Чехова Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!