Фестиваль "Viola is my life": можно то, чего нельзя
По словам художественного руководителя фестиваля Сергея Полтавского, всегда есть музыка – "неформат". Она настолько отличается, что её не включишь ни в один концерт. И именно для такой музыки два года назад задумывался фестиваль. Уходя за пределы консерваторских рамок, организаторы упёрлись в свои собственные: отказ от классики, только авангард, только двадцатый и двадцать первый век (много премьер и произведений, специально написанных для фестиваля). Однако в нынешнем году музыканты нарушают и эти "правила игры", обращаясь к более ранним произведениям. Эксперимент по-прежнему стоит во главе, за дирижёрским пультом, если угодно, но и от красоты девятнадцатого века никто не собирается отворачиваться, зачем же обделять и обеднять себя? Таким образом, программа первого концерта, состоящего аж из трёх полноценных отделений, получилась очень насыщенной, разноплановой, обширной в пространственно-временн о м значении. Сергей Тищенко. Фото: Ирина Шымчак Отделения цельны сами по себе, но и выстраиваются в единую композицию (одно подхватывает и продолжает идею другого, улавливаются лейтмотивы). Основные темы вечера: альт, голос, фолк. Первое отделение достаточно классическое. Точка отсчёта – Две песни Иоганнеса Брамса для голоса, альта и фортепиано. Вокализация инструментальной музыки, тесная связь с фольклором – характерные черты романтизма, что как нельзя лучше перекликается с главными темами концерта. А такой состав, позже полюбившийся многим композиторам, впервые также был введён Брамсом, поэтому начать именно с него – вполне логично. Ансамблевое согласие благородного меццо-сопрано Евгении Сегенюк, обволакивающего, матового звука альта Андрея Усова и чуткости рояля Людмилы Усовой отличается деликатностью, утончённостью. Фото: Ирина Шымчак Говорят, что тембр альта больше всех приближен к человеческому голосу, и транскрипции вокальных произведений (или родственных к вокальным) в альтовые нередки. Почтительными аплодисментами зал встретил дуэт Ильи Гофмана (альт) и Михаила Мунтяна (фортепиано). Они исполнили несколько пьес из вокального цикла Франца Шуберта "Зимний путь" в переложении. Прозрачность смен смычка позволила Илье Гофману максимально приблизиться к голосу, а простую, "беззащитную" мелодию поддержал внешне строгий аккомпанемент Михаила Мунтяна, напоминающий то шёпот, то молитву, то какой-то роковой спор. Фото: Ирина Шымчак К теме "альт - голос" устремились и Григорий Цыганов и Сергей Жилкин, переложив "Песни без слов" Феликса Мендельсона для альта и фортепиано. Название говорит о вокальной природе пьес, но это всё же фортепианные произведения, и инициативы было больше от рояля с его бархатным голосоведением, терпкостью одиночных аккордов и мендельсоновской лёгкостью. Альтист Григорий Цыганов неожиданным образом раскрылся и как яркий фотограф. В соседнем с концертным залом расположилась его персональная выставка очень выразительных, урбанистических, со своей внутренней пульсацией чёрно-белых работ. Сергей Полтавский несколько раз не без гордости говорил о многогранности и уникальности каждого из участников его фестиваля. Григорий Цыганов. Фото: Ирина Шымчак Первое отделение завершило произведение Софьи Губайдулиной "Сад радости и печали" в исполнении Натальи Береславцевой (флейта), Валентины Борисовой (арфа) и Сергея Полтавского (альт). Задаётся новый вектор концерта. Музыка состояния. Освобождение естества инструмента, его физики. Соединение разных цивилизаций: скрытый драматизм от Запада и созерцательность Востока. Многочисленные диалоги. А завершается трио словами Франциско Танцера: "…всё искусственно… Завтра мы сыграем в другую игру…". Фото: Ирина Шымчак Сергей Полтавский: "Есть ансамбли контрабасов. Две скрипки могут собраться – больше им как-то тяжело… А вот альтисты более коммуникабельные, поэтому ансамбль четырёх альтов вполне возможен". Второе отделение открывает альтовый квартет "Dream" голландского композитора Кееса Шоненбика (род. 1947). Монолитность звучания – равенство всех партий (Григорий Цыганов, Сергей Тищенко, Дарья Филиппенко, Святослав Белоногов). Немного в другом составе прозвучит ещё один альтовый квартет предпоследним номером концерта ("Viola Counterpoint" Луи Тассо Сантоса (род. 1999!)), продемонстрировав практически такую же ансамблевую солидарность. Во втором отделение на первое место выходит тема "фолк". Колоритной вереницей пронесутся произведения, опирающиеся на многовековые музыкальные традиции разных стран. В них и характер, и уклад, и пейзаж, и даже местный воздух. Большинство авторов – наши современники. Особенно публику заворожили ансамбли с участием чудесной вокалистки Алисы Тен ("Majkomašmalon" словацкого композитора Владимира Годара (род. 1956) и "Народные Песни" итальянца Лучано Берио (1925-2003)). Она впечатляет органичностью всего своего образа, неподдельностью, свободой "существования" на сцене и, конечно же, живым, светлым и экзотическим голосом. Алиса Тен. Фото: Ирины Шымчак Шёл третий час концерта. Атмосфера стала практически домашней. Заключительное отделение - электроника, эксперименты и прочие сюрпризы и возможности двадцать первого века. В начале были "Слова и Песни без Слов" греческого композитора Яниса Кириакидеса (род. 1969). Лейтмотив "слова" возникает на протяжении всего концерта. Особенность музыкального искусства в "невербальности", крайней степени абстракции. Кириакидес обращается к изречению Мендельсона о неоднозначности слов и музыки, которое проецируется на задник таким образом, что у "слова" появляется своя собственная партия, собственное соло. Сергей Полтавский. Фото: Ирина Шымчак Немного о том, кто устроил в Москве двухдневную гегемонию альта: Сергею Полтавскому как художественному руководителю фестиваля удалось собрать очень разных и очень сложных людей вокруг себя. Он не только блестяще выступил в качестве исполнителя в половине номеров вечера, но ещё с таким же неиссякаемым азартом рассказал обо всех произведениях, исполненных на концерте (как он их находит – отдельная загадка). С блеском в глазах истинного фаната подтвердил главную фразу фестиваля: "Viola is my life". Сергей Полтавский. Фото: Ирина Шымчак В завершении концерта прозвучало произведение Фредерика Ржевского (род. 1938) "Маяковский". По этому случаю Григорий Кротенко даже контрабас отложил и продекламировал во всеуслышание "Приказ №2 армии искусств", заканчивающийся строками: Товарищи, дайте новое искусство – такое, чтобы выволочь республику из грязи. Вот пишешь о музыке и подставляешься. Не зря живёт фраза: говорить о музыке – всё равно, что танцевать об архитектуре. Фестиваль "Viola is my life" - это тот самый случай, когда лучше один раз услышать. Заключительный в этом году концерт состоится 10 сентября в Культурном Центре ДОМ. " Я вам желаю идти вашим «неправильным» путём" (Дмитрий Шостакович).