Денис Чиликин: «Музей – не океанариум в торговом центре или комната с перевернутыми стульями»
Один из символов Зеленограда – корпус 360– назвали «Флейтой» из-за выпирающих снаружи лестничных стволов, напоминающих клапаны этого музыкального инструмента. Денису Чиликину, назначенному в прошлом году директором музея Зеленограда, предстоит сыграть непростую партию соло для «Флейты». В конце 2018 – начале 2019 годов здесь, возможно, обоснуется музей. Музеи – конгломераты памяти Недавно авторский проект Дениса Михайловича «Покажи мне звук» выиграл грант как один из победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Без истории нет людей, верно? Наш мир резко изменился, верно? Молодежь должна ходить в музеи, верно? Если говорить о проекте, то на средства гранта в музее развернута экспозиция проигрывателей – начиная с граммофонов. Но ведь в Зеленограде, в опытном НИИ «Точмаш», в 80-х годах прошлого века выпускали популярные кассетные магнитофоны «Электроника-302». Денис Чиликин, внешне человек спокойный, инженер-схемотехник по специальности, еще до 30 лет поработал программистом, редактором отдела популярного журнала «За рулем», где ему довелось заниматься экспертизой электроники автомобилей. «Работая в журнале, есть возможность попробовать то, что в повседневной жизни вряд ли бы удалось. Часто ли можно прокатиться по полигону на машине с мощностью двигателя 512 лошадиных сил и временем разгона до 100 км/ч – 4 секунды?» А потом он стал главным редактором журнала «CarMusic» – без музыки автомобилисты авто нынче не представляют. – Знаете, в Акустическом центре кафедры радиовещания и электроакустики Московского технического университета связи и информатики есть бесшумная камера на виброплатформе со стенками более метра шириной, – пояснил Д.Чиликин. – Человек там слышит, как у него в организме циркулирует кровь. Представьте, современный музей рассказывает о звуке, магнитофонах – это история. Но просто смотреть на пластмассовый корпус «Электроники-302»? Скучно будет молодым ребятам и зеленоградцам постарше приходить на такую выставку. При поддержке гранта в студии со звукорежиссером сделают симуляцию звучания, ведь популярная музыка привязана к аппаратуре. Так можно будет сравнить звучание в разное время. В музее и покажут, что такое акустика, и объяснят сам механизм слуха. Это и есть музей сегодня. А выставку жители города увидят уже в новом помещении музея, во «Флейте» – здании, построенном в 1969 г. по проекту архитектора Феликса Новикова и занимающем по длине четвертое место среди столичных домов-гигантов. «Флейта», так уж вышло, родной дом для директора Д.Чиликина, коренного зеленоградца. Теперь ему придется подготовить новую музейную «партитуру» для «Флейты». Все это и есть конгломераты памяти. У музея есть душа. У души есть муза Почти полвека, с 1969 г., музей находится на ул. Гоголя. Как говорила Татьяна Визбул, около 40 лет возглавлявшая музей: «Он был создан через 11 лет после основания города. Надо заметить, что музей возникает только там, где есть в нем социальная потребность. И в городе, казалось бы, с небольшой историей, появилась такая необходимость». Вы не заметили, что для людей, занимающихся серьезными делами, работа очень часто оказывается одновременно и хобби? Денис Чиликин всегда обожал две вещи: электронику и автомобили. А в свободное время постоянно ходил на выставки. Сегодня, смеется, просто зрителем по музеям ходить не может. Кстати, нынешним летом, накануне 35-летия, он совершил автопутешествие – проехал 4000 километров от Зеленограда до Абхазии. При этом по пути заезжал именно в музеи – например, в музей-заповедник «Дивногорье» под Воронежем. «Я четко вижу, что далеко не всегда состояние музея зависит от финансов, – уточняет он. – Есть очень небрежное отношение к экспозициям или идеальное, и это сразу видно». – А как вы думаете, что такое современный музей? – Новый век все меняет, но я вижу, что сейчас в России подчас музеями называют вовсе не музеи, – утверждает Денис Михайлович. – Что они должны делать? Сохранять, изучать, демонстрировать, только учтите – так, чтобы на экспонаты было интересно смотреть. Но музей – не океанариум в торговом центре или комната с перевернутыми стульями. Экраны, электроника должны быть в музее непременно, но вести себя с аппаратурой нужно аккуратно. Дайте мне музей, и я заполню его Пабло Пикассо С тех пор, как в конце прошлого года московские власти решили, что музей переедет во «Флейту», Денис постоянно обсуждает его проект со специалистами. Кстати, 90-летний Феликс Новиков, с которым Д.Чиликин поделился задумками будущего музея, оценил проект позитивно. Конечно, новый музей будет больше по площади. Но этого недостаточно для проведения масштабных экспозиций. – Поэтому при создании проекта мы придумали «плавающую» перегородку, – посекретничал с нами директор. – Таким образом, постоянная площадь и выставочная будут разными, что позволит увеличивать ее от 170 до 535 кв. м. Понятно, что мы как рядовые посетители спросили: а почему в музеях всегда как-то темновато? Неправда ваша, оппонировал Д.Чиликин, проблема в том, что в музейных витринах нет освещения – поэтому и кажется, что мало света. В новом помещении внутренний фасад планируют использовать как проекционное пространство, приобретая дополнительный видеоряд. То есть музей будет сильно отличаться от нынешнего, но никто не намерен превращать его в балаган и делать псевдосовременным! В каждом музее есть книга отзывов. «Спасибо, окунулись в детство, удивили внуков. Три поколения зеленоградцев с благодарностью», – прочитали мы. Сложная задача у вас, Денис Михайлович? – спрашиваем. Пожимает плечами: есть задача – надо решать. Резкий поворот у вас на жизненном пути? – спрашиваем. «Вовсе так не думаю, – спокойно возражает он, – между разными на первый взгляд вещами гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Все ведь в мире взаимосвязано.» Значит, скоро концерт: симфония для «Флейты». Не забудьте, это концерт для вас. Владимир РАТМАНСКИЙ, фото Анны АЛИМЖАНОВОЙ