Искусство – в жизнь: Троцкий на тарелочке
«Революционный держите шаг!», - призывали россиян в 1917 году большевики. Если бы не поддержавшие их мастера искусств, призыв вряд ли был бы услышан. Известно, большевики на самом деле не пользовались в то время поддержкой широких масс. Но вот что значит, профессионализм! Понимая, сколь важна агитация, а также возможности тех, кто умеет красиво лепить, рисовать, оформлять, они активно стали привечать художников и скульпторов. А также мастеров других творческих профессий. Как-то – гончары, ткачи, стеклодувы. И революция широко шагнула в быт россиян. Поводом для того, чтобы привлечь творцов на свою сторону, стала первая годовщина Октябрьской революции. К ней начали готовиться загодя, с февраля 1918-го. «Праздник должен носить красный цвет – потому, что этот цвет является торжеством нашего социалистического красного знамени», - заявила на заседании Петросовета известная в начале ХХ века актриса и общественный деятель Мария Андреева. - Этот праздник явится подсчетом сил, он выявит нашу мощь, он явится нашим смотром». Именно ей, получившей вскоре после Октября 1917-го пост комиссара театров и зрелищ Петрограда, было поручено заняться организацией украшений к грядущему празднику улиц, площадей, мостов и зданий города на Неве, «первого города российской революции». Практически все именитые художники и скульпторы страны того времени получили заказы. Пейзажисты, портретисты, баталисты, графики, классицисты, футуристы, авангардисты, абстракционисты… Общее число принявших участие в изготовлении эскизов превысило 160 человек. Среди них будущие знаменитости – Натан Альтман, Кузьма Петров-Водкин, Вера Мухина, Мстислав Добужинский, Михаил Векслер, Сергей Коненков, Иван Шадр. А количество «охваченных» их творчеством петербургских объектов превысило цифру 90. Увидеть эти работы сегодня, почти сто лет спустя, можно на масштабной выставке «Искусство в жизнь. 1918-1925 гг.», открытой в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея. Практически все залы – «горят красным». Этот цвет преобладает в картинах, эскизах, даже в скульптуре! Разве что Лев Троцкий «подан» либо в коричневых тонах, либо почему-то в зеленых. Увидеть его портрет можно также на вазах, стаканах, шкатулке (вместе с Лениным), на обложке памятного адреса и даже полотенца. Это удивительно потому, что в героях революции Лев Давыдович ходил, как известно, недолго. Уже к концу 1920-х он был объявлен «врагом народа №1» и выслан из СССР. Все его изображения, украшавшие отечественные произведения искусства (а с ними и обычную жизнь граждан), решением ЦК партии уничтожались. Чудом сохранились немногие в частных коллекциях. И не за рубежом, а здесь, дома. Как, например, один из редких теперь шедевров мастеров фабрики №1 Ивано-Вознесенска 1923 года – хлопковое полотенце уникального жаккардового ткачества. И ещё тарелка Михаила Адамовича 1921 года «Семь лет Красной Армии» с портретом наркома по военным и морским делам Троцкого. Которого (портрета)… нет. Его во время борьбы с троцкизмом пытались вытравить. Но качество работы мастера Алексея Скворцова, исполнителя идеи Адамовича, оказалось таковым, что до конца сделать этого, как ни старались, не смогли. И при ближайшем рассмотрении с определенной точки и если повезет «поймать» свет, можно разглядеть над символами Красной Армии внизу тарелки звезду, а на её фоне - склоненную голову Льва Давыдовича. Вот уж поистине – рукописи не горят! Отметилась в «революционной пропаганде» также Вера Мухина, прославившаяся впоследствии на весь мир масштабной скульптурой «Рабочий и колхозница». Известна она по большей части своей лепкой. Но в молодости слыла также прекрасным театральным художником и декоратором. Её «эскизы с геометрическим орнаментом» стали основной темой для скатертей. На первый взгляд, ничего революционного – в смысле борьбы рабочего класса с проклятыми буржуями. Однако с точки зрения общепринятых тогда раскрасок «этой категории предметов», весьма экстравагантно. А, значит, по-нашему, по-пролетарски! Заявившее о себе в первый (и последний в таком масштабе) праздник Октября искусство, очень быстро и активно стало «внедряться» в повседневную жизнь, в быт советских людей. Красный цвет на долгие десятилетия возобладал в оформлении праздников, а также кабинетов, музеев, театральных спектаклей; стал приоритетным в текстильной промышленности и ткацком деле. В орнаменте главенствующее положение заняли пятиконечная звезда с серпом и молотом. Не осталась в стороне даже посуда. Есть с тарелки, не украшенной лозунгом «Царству рабочих и крестьян не будет КОНЦА» (так – с большой буквы!), считалось «враждебной выходкой», ни больше, ни меньше! По-разному можно к этому относиться. Но что несомненно, так это то, что искусство было действительно настоящим. Никакой халтуры ради завоевания своего более-менее надежного, точнее, спокойного, места в хаосе событий. Как чувствовали, как дышали – так и творили. О многих ли работах сегодняшних творцов можно сказать подобное?