Войти в почту

Что Фаина Раневская делала всю жизнь, но никогда – на сцене

Фаину Георгиевну Раневскую называют одной из величайших актрис XX века и королевой эпизода. Но для многих она - автор цитат и афоризмов, которые плотно вошли в нашу жизнь и стали по-настоящему народными. 27 августа исполняется 121 год со дня рождения этой удивительной актрисы и женщины. Фуфа Великолепная Будущая звезда родилась в еврейской семье. Ее настоящее имя - Фанни Гиршевна Фельдман. Друзья ее называли одновременно ласково и почтительно – Фуфа Великолепная. Что интересно - сама она иногда путалась в своих отчествах. В документах ее записывали, как Григорьевна, а представлялась она - Георгиевной. Однажды она пошутила по этому поводу, что Григорий – это Отрепьев, а Георгий – Победоносец. После революции родители Фанни, сестра и братья покинули Россию. Фая осталась одна и пыталась заработать на проживание актерским трудом. Но получалось у нее плохо. И мама, втайне от отца, посылала ей деньги. Как-то артистка вместе со знакомым отправилась в банк, чтобы получить родительский перевод. И когда они вышли из учреждения, порыв ветра вырвал из рук девушки все деньги. Она со вздохом заметила: «Как красиво летят». А спутник тут же воскликнул, что своим поведением Фуфа ему напоминает Раневскую – помещицу из «Вишневого сада», которая ничего не могла удержать в руках, Когда актриса подбирала себе псевдоним, то она вспомнила это сравнение и взяла фамилию чеховской героини. Раневская стеснялась своей внешности. Хотя в молодости была красива. wikipedia Небогатый нефтезаводчик Отец Фаины был в Таганроге уважаемым и известным человеком. Когда родилась Фая, в семье уже было четверо детей – три сына и дочь. Отец владел фабрикой сухих и масляных красок, имел во владении несколько домов, магазин строительных материалов, а так же пароход «Святой Николай». Кроме этого, он был старостой синагоги и основателем приюта для пожилых евреев. Уже при советской власти, когда с работников при найме требовали написать свою автобиографию, Раневская с трудом выводила: «Мой отец – небогатый нефтезаводчик…». Святое искусство Фаина с детства заикалась и была очень стеснительной. Как она решилась стать актрисой – непонятно. Когда она попыталась сдать экзамены в нескольких театральных школах, заикаясь от волнения, то ей говорили, что актрисой ей не быть никогда, это профессиональная непригодность. И тогда 19-летняя девушка пошла учиться в частную школу, а деньги зарабатывала в массовке цирка. Интересно, что заикалась Раневская всю жизнь, но на сцене – никогда. Говорят, что у нее был крайне сложный характер, и она тяжело сходилась с людьми. Но еще больше ее не любили за яркий талант, всячески отравляя ей жизнь. Поэтому она сменила за свою карьеру с десяток театров. Как-то у актрисы поинтересовались, зачем она переходит из театра в театр. На что Фаина Георгиевна ответила: «Я искала святое искусство». На вопрос нашла ли она его и где, сказала: «Да. В Третьяковской галерее». Фильм «Подкидыш», 1939 год «Муля, не нервируй меня!» В кино Раневская начала сниматься в 38 лет. Ее первой работой стал фильм «Пышка» Михаила Ромма, вышедший на экраны в 1934 году. Но славу ей принесла комедия «Подкидыш». До сих пор ведутся споры, кто именно придумал вошедшую в историю фразу: «Муля, не нервируй меня» - Агния Барто, автор сценария; Рина Зеленая, соавтор сценария; или сама Раневская. Фаина Георгиевна ненавидела эту фразу, сопровождавшую ее всю жизнь. При встрече люди постоянно кричали ей про Мулю. Существует такая легенда: Леонид Ильич Брежнев лично награждал актрису в 1976 году орденом Ленина. И когда она подошла к нему на сцене, генсек не удержался и пошутил про нервировавшего всех Мулю. Фаина Георгиевна сделала ему замечание, что так к ней обращаются или мальчишки, или хулиганы. Говорят, Брежнев сильно смутился, извинился и признался, что обожает ее как актрису. Фильм «Золушка», 1947 год Спасительница В начале 60-х годов в театр имени Пушкина, в котором на тот момент служила Раневская, пришел молодой артист Владимир Высоцкий. Фаина Георгиевна обожала его и, как могла, опекала. Говорят, когда Высоцкий однажды ушел в запой на несколько недель и все это время не появлялся в театре, только Раневская смогла переубедить начальство не увольнять молодого актера. Про любовь и еду Мало кто знает, но Раневская была вегетарианкой. При этом она никогда не осуждала любителей мяса и уж тем более не фыркала, когда при ней ели что-то мясное. «Я не могу есть мясо. Оно ходило, любило, смотрело… Может быть, я психопатка? Нет, я себя считаю нормальной психопаткой. Но не могу есть мяса. Мясо я держу для людей» - любила говорить Раневская. Избалованный Мальчик Фаина Георгиевна была очень одиноким человеком. Долгое время она жила у своей подруги, актрисы Павлы Вульф. Ее внука она считала своим и возлагала на него большие надежды. Но к старости жить в чужом доме стало сложно, «приемный внук» занимался своей жизнью, и в 60 лет она осталась одна, причем практически без работы. На надгробии актрисы установлена фигурка собаки по кличке Мальчик – этот пес стал для Раневской настоящей семьей. Фаина Георгиевна признавалась, что никто так не радовался ее приходу, как Мальчик. Это был беспородный пес, которого Раневская подобрала на улице, накормила, обогрела и подарила ему всю свою нерастраченную любовь. В ее доме он мог вытворять все что угодно. Имел странную фигуру: большой живот и лысеющий хвост. Пес обожал свою хозяйку. Когда артистка уходила в театр, он плакал и скулил. Иногда она даже приводила собаку с собой на репетиции. Из-за Мальчика Фаина Георгиевна отказывалась ложиться в больницу на обследование или съездить в санаторий. Когда гулять с любимцем сил у актрисы уже не было, то она наняла женщину. Мальчик пережил свою хозяйку на 6 лет. Его приютила приятельница Раневской и попыталась дать ему ту же любовь, что и Фаина Георгиевна.

"Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь".
"Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь".© Кадр из фильма "Весна"