Композитор Владимир Четвертаков: "Музыку мне кто-то диктовал"

Это сочинение было тепло принято тольяттинской публикой. Сегодня Владимир Четвертаков — собеседник корреспондента Волга Ньюс. — Как я понимаю, исполнение и сочинение музыки для вас — параллельные процессы? — Когда я обучался музыке, всегда присматривался к композиции. В Москве учился у профессора консерватории Татьяны Чудовой. Много полезных встреч с композиторами было в Уфе, Казани. Конечно, хорошие отзывы воодушевляли. Я рад, что сегодня мои произведения исполняются. — Вас знают как блестящего баяниста… — Но это не значит, что я пишу музыку только для баяна. У меня есть фортепианный концерт, детский балет, музыка к спектаклям, песни, романсы. — А на других инструментах, кроме баяна, играете? — На чем я только не играл… Даже на ударных инструментах. Надеюсь, что сын продолжит мое дело. — А он на чем играет? — На тубе. Выбрал этот инструмент, когда ему было шесть лет. Что для мальчишки его возраста, конечно, было удивительно. Он может часами рассказывать об этом инструменте. Недавно сын отслужил в Центральном военном оркестре министерства обороны Российской Федерации. Сейчас продолжает обучение в Москве. Специально для него я написал одно из своих сочинений — серенаду для тубы и фортепиано. — Музыка, которую вы пишите, разнообразна. А как возникла идея написания "Симфонии Жигулей"? — Я родился здесь, на Волге. У бабушки с дедушкой дом в Ставрополе стоял прямо на волжском берегу. С детства я слышал множество рассказов о волгарях, о рыбаках. Мне всегда были интересны легенды и мифы Жигулей. Многие жигулевские места я обошел пешком. Помню, как мы с другом, когда мне было шестнадцать лет, поднялись впервые на Молодецкий курган, и какое это было необыкновенное впечатление. Так что ничего удивительного в том, что я пришел к этой симфонии, нет. — Трудно шла работа? — Я приходил в студию рано утром, запирался, чтобы ничто не отвлекало, и пытался вникнуть во все эти образы. Писал по интуиции. С утра не знал, как будут продолжать тему, а интуиция подсказывала, куда надо двигаться. Иногда у меня возникало ощущение, что за моей спиной кто-то стоит и напевает мне, надиктовывает эти мелодии. Начинаешь писать — потом смотришь в окно — уже ночь наступила. День пролетел незаметно. Главное для меня было — найти свою интонацию. — Когда слушаешь эту музыку, представляешь движущиеся картины, как в кино… — Действительно, мне иногда говорят, что это "киношная" музыка. А я думаю: почему бы и нет? Ведь есть такая традиция в композиторском искусстве. Вспомним Мусоргского и других композиторов "Могучей кучки". Вспомним Равеля, который как будто рисовал музыку мазками. Или Сергея Прокофьева с его "Александром Невским"… — Известно, что Петр Ильич Чайковский вплетал в свои симфонии мелодии русских народных песен. А вы? — Нет, у меня нет ни одной цитаты. И все же хотелось бы, чтобы у слушателей возникло ощущение: музыка идет как будто из глубины веков, из глубины народной памяти. Конечно, я подпитывался многими источниками — народными песнями, былинами, сказаниями. Жаль только, что до нас дошли многие из них в каком-то осовремененном виде. Мне интересна жизнь самых разных народов, населявших и населяющих Самарскую Луку. Здесь ведь были люди непростые. Вольные люди, которые бежали от властей и закрепились здесь, в Жигулях. Ведь кого тут только не было. Мордва, чуваши, татары, башкиры, казаки. Переплетение этих культур — такое богатство… — Партитура изначально была написана для… — Для симфонического оркестра. Затем я переложил ее для оркестра русских народных инструментов. Здесь краски уже немного другие. — Как считаете, можно было бы сделать переложение вашей симфонии еще и для баяна? — Нет. В симфонии много красок, много тембров. Один инструмент не сможет передать это многообразие. — Многим современным композиторам, пишущим серьезную симфоническую музыку, непросто. Надо не только сочинить партитуру, но и найти исполнителей, готовых взяться за работу, найти концертную площадку… — Мне повезло. Прошло пять месяцев с тех пор, как я сделал переложение для оркестра русских народных инструментов, и моя симфония уже прозвучала… — Какой вы видите ее дальнейшую судьбу? — Хотелось бы, конечно, чтобы и в Самаре ее послушали любители музыки. Надеюсь, партитурой заинтересуется симфонический оркестр Самарской филармонии. В следующем году область ожидает гостей, которые приедут на игры чемпионата мира по футболу. Наверняка многим из них была бы интересна наша современная национальная музыка.