Проклятые картины. 5 шедевров живописи, окруженных жуткой мистикой

Существует поверье, что в изображении человека или предмета заключена его сущность и душа, которая, как и у людей, может быть доброй, а может - разрушительной и даже смертоносной. “Умный журнал” рассказывает пять историй известных полотен, которые разоряли коллекционеров и убивали натурщиков. “Портрет М. И. Лопухиной”. Владимир Боровиковский, 1797 При взгляде на этот сентиментально-романтический портрет 18-летней красавицы трудно поверить, что в XIX веке полотно имело крайне дурную славу. Для портрета Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. Незадолго до того девушка вышла замуж за егермейстера Павла I, который и заказал художнику написать молодую невесту. Девушка была здорова, полна сил, красива и спокойна, но всего через пять лет умерла от чахотки. Суеверная толпа тут же связана смерть молодой графини с ее изображением. По салонам побежали слухи, что молодым барышням ни в коем случае не стоит даже смотреть на картину, если та не хочет такой же внезапной и трагической кончины и что с десяток несчастных девушек уже стали жертвами злосчастного портрета. Впрочем, слухи эти поползли не столько из-за самой работы художника, сколько из-за отца покойной натурщицы, за которым закрепилась слава магистра масонской ложи и человека, увлекающегося мистикой. Городская легенда гласила, что отец “запер” в портрете душу умершей дочери, использовав некое сакральное знание. Ближе к концу века работу кисти Владимира Боровиковского приобрел коллекционер Павел Третьяков. “Русалки”. Иван Крамской, 1871 На полотне “Русалки” Иван Крамской изобразил бестелесных девушек-утопленниц, которым, согласно народным поверьям, суждено превратиться в русалок. На написание картины художника вдохновила повесть Гоголя “Майская ночь, или утопленница”. Критики приняли “Русалок” крайне благосклонно, отмечая свежесть замысла и мастерство исполнения. Иван Крамской. АвтопортретДальше картина отправилась на выставку Товарищества передвижников, где ее повесили рядом с полотном Алексея Саврасова “Грачи прилетели”. В первую же ночь “Грачи” упали со стены. Кто-то шутил, что русалкам пришлось не по душе такое соседство, но дальше стало не совсем не смешно. После выставки коллекционер Павел Третьяков купил обе картины. Пасторальных “Грачей” повесили в кабинете, а мистических “Русалок” разместили в зале. Вскоре горничные стали жаловаться, что из залы по ночам доносится тихое заунывное пение и веет мокрой прохладой, как у воды. Третьяков в мистику не верил и от слухов отмахивался, но вскоре стал обращать внимание, что даже он испытывает сильнейшую усталость, подолгу находясь рядом с полотном. Так бы и мучились окружающие от тяжелого соседства, пока пожилая нянька, жившая в доме купца Третьякова, не предложила перевесить картину из светлого зала в темный угол, объяснив это тем, что русалки - ночные существа, а солнечный свет им чужд и неприятен - отсюда и странности. Далекий от суеверия Третьяков, к совету прислушался, и вскоре жалобы прекратились. “Венера с зеркалом”. Диего Веласкес, ок. 1647-1651 Создание подобной картины в инквизиторской Испании грозило Веласкесу массой неприятностей: большим штрафом, ссылкой и даже отлучением от церкви. По странному стечению обстоятельств каждый, кто становился обладателем картины, нес огромные убытки и терял состояние. У одного купца, например, затонули все суда с товарами, у другого - из-за удара молнии сгорели склады, кого-то убили и обокрали грабители, а кто-то просто был вынужден расстаться с изображением из-за финансовых проблем. Картина долго кочевала от владельца к владельцу, пока в 1914 году не оказалась в Национальной галерее Лондона. Диего Веласкес. Автопортрет Здесь несчастье настигло уже само полотно - на “Венеру” с мясным ножом набросилась разгневанная борец за права женщин Мэри Ричардсон. Картину, к счастью, удалось восстановить. Она и по сей день находится в Национальной галерее Лондона, и не похоже, чтобы та была разорена. “Поклонение волхвов”. Питер Брейгель Старший, 1564 “Поклонение волхвов” вызвало недовольство католического общества, поскольку художник достаточно вольно передал евангельский сюжет, наполнив его иронией и антицерковным содержанием. На лицах персонажей отсутствует радость от рождения младенца Иисуса, а Дева Мария одета в плащ синего, цвета, символизирующего печаль. Лица некоторых героев выражают явное злорадство и насмешку. Портрет Питера Брейгеля работы Доминика ЛампсонияНародная молва быстро разнесла слух, что холст препятствует рождению детей в семьях, приобретающих полотно. Поговаривали, что Брейгелю во время работы над картиной позировала его кузина, страдающая бесплодием. “Поклонение” приобретали четыре раза и всякий раз продавали снова. Считалось, что творец изобразил слишком много женских страданий на одном полотне - Девы Марии, терпящей душевные муки, и неспособной к деторождению натурщицы, позировавшей для воплощения ее образа. “На смерть Александра III”. Иван Айвазовский, 1894 Имя Ивана Айвазовского по понятным причинам ассоциируется у зрителя исключительно с морскими пейзажами, но одна из его работ посвящена смерти, окутана мистикой и почти не выставлялась на публике. В 1888 году поезд, перевозивший царскую семью, потерпел крушение. До прибытия помощи император удерживал на своих плечах обвалившуюся крышу вагона. Спустя какое-то время государь начал жаловаться на боли в пояснице, причиной которых врачи назвали травму при крушении вагона. Болезнь царя прогрессировала, и в 1894 году некогда здоровый и выносливый мужчина постепенно угасает от воспаления почек. Смерть императора так потрясла художника Айвазовского, что тот без всякого заказа пишет картину “На смерть Александра III”. Изначально полотно должно было символизировать торжество жизни над смертью, но, закончив работу, художник понял, что результат вышел совсем иным и решил скрыть картину от публики. Иван Айвазовский. АвтопортретНа большом холсте изображена скорбящая фигура с крестом, мрачные очертания петропавловской крепости и рассеянное жутковатое свечение. При определенном ракурсе мрачная фигура напоминает мужчину с усами, который некоторым напоминал не то одного из террористов, который однажды покушался на государя, не то на последнего русского императора Николая II, а то и вовсе на загадочного смеющегося мужчину. В изображении Невы некоторые искусствоведы углядели намек на воды темной реки смерти Стикс. Впервые зрителям картину показали только в начале 2000-х, и до сих пор очень немногие могут похвастаться, что видели ее вживую. Сейчас она хранится в галерее мариниста в Феодосии и висит в отдельном зале, где отсутствует дневной свет. Читайте также: Культурный шок. 5 великих картин, вызвавших скандал на публике.

Проклятые картины. 5 шедевров живописи, окруженных жуткой мистикой
© Anews