Электронно-выразительные машины

Фестиваль Synthposium прошел в четвертый раз В Москве прошел IV фестиваль новой культуры, музыки и технологий Synthposium. Дневная и ночная программы развернулись на нескольких культурных площадках — в Московской школе кино, клубе Rodnya, на «Винзаводе» и заводе «Плутон». Synthposium — событие, адресованное не только профессионалам музыкальной индустрии (само название фестиваля намекает на его основной сюжет: синтезаторы старые и новые), но и широкой аудитории — то есть людям, которые не занимаются музицированием или коллекционированием инструментов, но интересуются электроникой и современным искусством. Продюсер Synthposium Наири Симонян говорит, что основная цель фестиваля — «собрать в одном месте все лучшие разработки в области музыкальных технологий, дать людям площадку для диалога, предоставить возможность выбора и открыть что-то новое». Спрос на это не просто существует, но и растет: по подсчетам организаторов, количество посетителей фестиваля в этот раз (свыше 5 тыс. человек) возросло втрое по сравнению с прошлым годом. Что касается «площадки для диалога», то лекций и дискуссий на фестивале в избытке. Образовательная программа, подготовленная совместно с Московской школой кино, была представлена 24 и 25 августа. Спикеры не только объясняли принципы работы электронных музыкальных инструментов и программ, но и растолковывали попутно массу практических вопросов. Чем синтезатор помог композиторам? Как сочиняются образцовые саундтреки? Как устроить стоящее «электронное» музыкальное мероприятие? Среди выступивших — музыкант и сооснователь Kota Records Глеб Глонти, финский музыкальный дуэт Morphology, инженер Алекс Пленингер. Последний принимал участие в возрождении «Поливокса» — советского аналогового синтезатора, ставшего популярным на Западе благодаря уникальному звучанию. Пленингер посвятил свою лекцию инструментарию и начал ее с описания первой в мире музыкальной компьютерной программы, созданной Максом Мэтьюсом в 1957 году, а также упомянул представителей французской авангардной сцены XX века. По словам Пленингера, французские музыканты-изобретатели «шли собственным путем, потому что повторять за американцами им не позволяла национальная гордость». Круглосуточная музыкальная программа фестиваля стартовала в относительно новом арт-пространстве — на заводе «Плутон», сохранившем в себе дух советской эпохи. Из прошлого столетия в помещении остались стены, облицованные белой плиткой, мутные стекла, деревянные рамы, лампочки на потолке, а дополнением к антуражу стала сколоченная из фанеры барная стойка. Первым вышел на сцену коллектив Normality Restored, сочетающий в своем творчестве классическую основу рок-группы — гитару, бас, барабаны — и электронные звуковые эффекты. Вообще, организаторы Synthposium 2017 рискнули объединить совершенно разные музыкальные стили и форматы. На площадках фестиваля прошли диджейские сеты, прозвучали импровизации, тянущиеся дроун-композиции, гитарная музыка на стыке шугейза и построка. Общим счетом за четыре фестивальных дня выступило 150 российских и зарубежных артистов, среди которых лондонский музыкант и генетик Макс Купер, немецкий электронщик и продюсер Ульрих Шнаус, американский диджей Ричард Девайн и другие. Основная часть Synthposium 2017 прошла на «Винзаводе», где открылись инсталляции медиахудожников и выставочная экспозиция, на которой инструменты и технологии были представлены и независимыми брендами, и мировыми производителями (Deckard’s Dream, Roland и VG Line), и самобытными изобретателями. Посетители разглядывали стенды с инструментами отечественного производства, советскую аппаратуру, играли, надев наушники, на аналоговых синтезаторах, сэмплерах, оценивали «примочки» для электрогитары, а заодно новый «Поливокс». Особенно атмосферно смотрелся «Цех красного»: гул разговоров напоминал искусственный звуковой эффект, люди перевоплощались в диджеев и создавали музыку в режиме реального времени, забавно пританцовывая в такт. В выходные дни образовательная программа переместилась на «Винзавод», где лекции провели американский музыкант-мультиинструменталист и художник Роберт Айки Обри Лоу, российский инженер Роман Филиппов, который получил мировое признание благодаря Sputnik Modular, и, наконец, инженер Владимир Кузьмин — создатель того самого «Поливокса». Четырехдневный марафон лекций, экспозиций, концертов и вечеринок завершился вручением первой в России профильной премии в области музыкальной индустрии в шести номинациях («Лучший eurorack-модуль», «Лучший синтезатор», «Устройство обработки звука», «Сохранение наследия», «Возобновленное производство», «Популяризация: образовательная инициатива»). Стороннему человеку иногда кажется, что сейчас, когда обычный смартфон обгоняет по производительности громоздкие компьютеры-«шкафы» 1950-х годов, синтезаторы стали почти что анахронизмом. Зачем они, если музыкальные треки можно создавать с помощью обычного персонального компьютера, а то и приложения для того же смартфона. Synthposium, однако, напоминает, что в мире электронной музыки с удивительнейшими из современных технологий по-прежнему переплетается ремесло, не цифровое, а аналоговое. Чтобы выйти на современную электронную сцену, эффектно подсвеченную и окутанную дымом, одного композиторского дара недостаточно. Спаять прибор, написать программу, собрать уникальный синтезатор — такая же важная часть мастерства. Елена Николаенко