Иосиф Кобзон: как только увижу полупустой зал, считайте это моим последним концертом 

Иосиф Кобзон: как только увижу полупустой зал, считайте это моим последним концертом
Фото: ТАСС
Народный артист СССР 11 сентября отметит 80-летие. Накануне торжества и юбилейного концерта в Государственном Кремлевском дворце легендарный певец в интервью ТАСС рассказал об отношении к современной музыке, мату на сцене, а также о том, когда готов будет оставить эстраду.
— Иосиф Давыдович, вы относитесь к тем артистам, без которых трудно представить нашу эстраду. А кто для вас был кумиром? Может быть, в начале карьеры вы пытались быть похожим на кого-то?
— Нет, я не подражал, но перенимал некоторые интонации у тех людей, чей репертуар я пытался возродить. Скажем, когда ушел из жизни (мы с ним дружили), я решил напомнить слушателям о его репертуаре и в своих выступлениях использовал его песенные интонации.
Или ,  — то же самое. Неправильно было копировать, подражать. Но использовать интонации обязательно нужно. Мастера очень точно говорили музыкальную фразу.
— Вы на сцене почти 60 лет. Как поменялась эстрада за это время?
— Мне посчастливилось, я застал в своей жизни эпоху песенного ренессанса, когда песни писали выдающиеся композиторы, а не ремесленники, и когда стихи писали поэты. Я не думаю, что в ближайшее время моим коллегам повезет так же, как мне, общаться с настоящими мастерами песенного жанра.
У меня были специфические песни — гражданско-лирические. Я пел о профессии, о Родине, о воинском братстве, подвиге. Как-то журналисты спросили меня, почему я такой «статичный», вот Валера Леонтьев весь подвижный, бегает…
Так он поет развлекательную тему, он развлекает и делает это мастерски. Пугачева — то же самое. А мне незачем было в моем репертуаре привлекать внимание публики какими-то внешними эффектами. Я разговаривал со своими слушателями, рассказывал им, чем я живу, чем живут поэты и композиторы, которые доверяли мне свои сочинения.
А какими сейчас становятся звездами? Сексуально-эротическими — наши певицы, гомосексуальными — наши певцы. Спрашивают — почему так? Ну, потому что сегодняшний зритель этого требует.
Упрекать исполнителей я не могу, только все должно быть в строгом соответствии: меня не смущает оголенная женщина на сцене, если репертуар того требует. Если певица не удивляет голосом, как у Долиной, значит, должна удивить нас длинными ногами или пышной грудью. А зрители и журналисты восхищаются — какая эффектная!
— Но ведь есть шоу талантов, где оценивается вокал. Например, «Голос».
— Я не смотрю с некоторых пор передачу «Голос» — ни взрослый, ни детский. Они обезьянничают, пародируют, а не поют оригинально.
Они поют зарубежные хиты, а я хочу, чтобы они пели наши песни. Мне предложили, чтобы одна из моих внучек спела в «Голосе». Я ответил: «Никогда».
— А как вы относитесь к околокультурным дискуссиям, например, о рэп-баттле Оксимирона и Славы ? Одни говорят о том, что это новая поэзия, а другие предлагают вовсе запретить обсуждать это видео с нецензурной бранью…
— Я вспоминаю перестройку, конец 1980-х годов, когда у нас на эстраде появились Цой, Тальков, Градский, которые не стесняясь матерились на сцене. У них переняли эту манеру даже академические театры.
Это был разгул «демократии», потому что мы не понимали, что такое демократия. Как же — можно выйти и выругаться на сцене, послать куда подальше первого секретаря… Но потом стали трезветь. И видите — исчезло это из выступлений, не считая Шнурова, но у него это в какой-то степени органично. Но не надо этого развивать.
Как я отношусь к этому? Считайте ханжеством, но я категорически против, потому что сцена — не место для нецензурной речи. Всему свое время. Я тоже могу позволить себе крепкое слово. Но должна быть логика в употреблении нецензурной брани. А если просто так, огульно — я против.
У Пушкина есть сказка для взрослых «Царь Никита и сорок его дочерей». И вот в письме Вяземскому он так объяснил, зачем «так глупо шутил»: «Что за дело вам? Хочу!» Вот те люди, о которых вы говорите, изгаляются над русским языком, потому что хотят и потому что можно.
Если это не оскорбительно звучит в национальном смысле или не затрагивает гимн, флаг страны, то это безнаказанно. Мы же на улице часто слышим мат. Есть время и есть место для всего этого.
— Если позволите, немного о политике. Как вы относитесь к запрету на въезд на Украину, лишению вас почетных званий там?
— Я получил звание «Народный артист Украины», орден «За заслуги», другие награды. Но когда произошел переворот, и пришло правительство, которое стало заниматься русофобством, я публично отказался от всех высших наград Украины, сказав, что от этой Украины мне не нужны звания. Мне их давала та Украина, которая меня родила, которую я полюбил и продолжаю любить. Не было концерта, в котором я не исполнил бы украинской песни — это родное мне и близкое.
Пусть они меня проклинают. Я же мечтаю только об одном — чтобы не было войны. Я — Герой Донецкой народной республики, почетный гражданин многих донецких и луганских городов. И я — гражданин ДНР, хотя мне как депутату нельзя иметь второе гражданство.
Но на это закрыли глаза по одной простой причине: это не мое решение, я не подавал документы, не просил о паспорте. Мне доверяют и видят, что я приезжаю к ним и живу так же, как они, привожу гуманитарную помощь — лекарства, учебники, фестивали.
Когда я приезжаю в Донбасс, Луганск и Донецк, я не перестаю восхищаться моими земляками. Вы знаете, что в воюющем Донбассе проведен Международный конкурс балета? Его организовал народный артист Украины , художественный руководитель и главный балетмейстер Донецкого оперного театра. И из его труппы никто не разбежался.
Прямым попаданием уничтожили декорационный цех. Я тогда обратился ко всем театрам страны с просьбой передать Донецку все лишние декорации, к министру культуры России  — с просьбой организовать гастроли драматического и оперного театров. Помогли, организовали.
— Когда планируете новые поездки на Донбасс?
— У меня уже было девять командировок, и в сентябре запланирована десятая. Меня не волнуют угрозы не потому, что я бесстрашный. Нет, я такой же, как все, и меня беспокоит мое физическое состояние, но не настолько, чтобы я боялся этих марионеток, которые сегодня руководят Украиной. И мне не стыдно ни перед обществом, ни перед моими внуками, потому что я живу так, как я считаю нужным.
— 20 сентября в Государственном Кремлевском дворце состоится ваш юбилейный концерт. Вы лично выйдете на сцену или будете принимать поздравления из зала?
— Для меня это, естественно, ответственная дата. Это будет первый сольный концерт в 80 лет у нас. И это очень ответственно. Дело не в физической нагрузке, а в репертуаре — очень трудно выбрать из многочисленных произведений, которые мне посчастливилось спеть на протяжении многих лет. Надо отразить в этом репертуаре то, что я делал эти годы.
Я никогда не был шлягерным певцом, но песни, которые я исполнял, были на литературной основе. То есть, в отличие от сегодняшних молодых певцов, которые исполняют «музыка и слова мои», мы пели музыку выдающихся композиторов, таких как Дунаевский, Соловьев-Седой, Блантер, Фрадкин, Френкель, Пахмутова и так далее, и на стихи выдающихся поэтов — Ошанина, Долматовского, Матусовского из старшего поколения, великих наших шестидесятников: Рождественского, Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной, Гамзатова, Дементьева… Это большое богатство.
И вот мы с художественным руководителем Кремлевского дворца Петром Михайловичем Шаболтаем и главным режиссером Евгением Анатольевичем Глазовым сидели в раздумье, вычеркивали, добавляли. Надо, чтобы концерт шел не более 2,5 часов. Хотя у меня никогда юбилейные концерты не шли такое короткое время. Я рекорды не ставил, просто жажда такая — не всеядность. Боялся чего-то не допеть, не спеть важные для публики и для меня песни.
— В афише указано большое количество звезд. Вы лично выбирали, кого пригласить?
— Выступят мои постоянные многолетние партнеры — Академический ансамбль песни и пляски Национальной гвардии РФ под руководством народного артиста России, генерал-майора .
Я надеюсь, примут участие артисты, с которыми я пел дуэты. Я не хотел просто наприглашать звезд, чтобы собрать публику. В концерте будут мои любимые коллеги — Московский государственный академический камерный хор под руководством выдающегося мастера, народного артиста СССР , Академический оркестр русских народных инструментов имени Некрасова, «Хор Турецкого», Лепс, Розенбаум, Газманов, Гвердцители, Меладзе, моя бывшая студентка Валерия…
Скажем, Агутин хочет спеть песню из «17 мгновений весны», «Ноктюрн» мы пели и снова споем с Валерией, с Меладзе — «Тбилисо». Также я попросил моих внучек спеть в концерте, и они сами решили исполнить «Старый клен».
— Двадцать лет назад вы объявили свой юбилейный концерт в зале «Россия» последним. Вы тогда действительно собирались уйти со сцены или в этом было некоторое лукавство?
— Нет, это не было лукавством, я действительно хотел уйти. Я тогда много работал в «Московите» (компания занималась гастрольной деятельностью артистов — прим. ТАСС), мне было интересно работать с актерами, коллективами.
Но, скажем, закончился концерт 11 сентября, и сразу же — поэтический вечер . «Ты что, откажешься?» — говорят мне. Не откажусь. Дальше — вечер Колмановского, и та же история.
Работал с композиторами, с поэтами, у меня был замечательный ансамбль «Время». И все они мне сказали: «Ты нас бросаешь? А мы что должны делать?» И я сказал, что немного поработаю, чуть-чуть. Поработал немного и остался. А теперь понял, что это неприлично — в 80 лет развлекать аудиторию.
— Вы ее не развлекаете, а делаете культурнее.
— Самое главное — получать удовольствие от того, что ты делаешь. Как только я выйду на сцену и увижу полупустой зал, считайте это моим последним концертом. Вернее — крайним, ведь афганцы (Кобзон был в Афганистане девять раз — прим. ТАСС) не говорят слово «последний».
Знаете, это такой манок — аплодисменты. Мы, исполнители, паразитируем, питаемся эмоциями и чувствами, которые передают нам наши слушатели. Я могу сказать, что для любого певца наркотиком (я не боюсь этого слова) является зрительный зал и выступление на сцене.
Беседовала
Видео дня. Пять гиблых мест России, где пропадают люди
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео