Территория культурной децентрализации
Фестиваль «ТЕРРИТОРИЯ» принято называть театральным, однако это верно только отчасти. Год от года в его программе помимо спектаклей и театральных проектов появляются хореографические работы, проекты изобразительного, перформативного и музыкального искусства, превращающие мероприятие в фестиваль исполнительских искусств. Впрочем, по большому счёту всё это и есть современный театр в его синтетическом виде. Что касается Магадана — это событие уникальное даже по меркам многих уже состоявшихся мероприятий «ТЕРРИТОРИИ» в регионах. С ними фестиваль плотно работает с прошлого года. В частности, специально для глубинки разработана программа так называемых арт-лабораторий, когда высадившийся культурный десант проводит образовательные интенсивы в течение одной-двух недель. За это время под кураторством того или иного практика производится спектакль. С начала 2017 года таких лабораторий прошло уже четыре: лаборатория инклюзивного театра в Томске, документального театра в Воронеже, иммерсивного — в Тобольске и пластического в Перми. До конца года предстоит ещё две арт-лаборатории театра для детей в Нижневартовске и Дзержинске. В Магадан «ТЕРРИТОРИЯ» приезжает впервые, и с событием более масштабным: здесь стартует целый театральный фестиваль, а не просто лаборатория. Год назад DV уже писал про состояние театрального ландшафта на Дальнем Востоке. Всё остаётся по-прежнему: за столь короткое время ждать больших изменений, конечно, не приходится. Впрочем, есть отдельные достижения: так, например, спектакль хабаровского режиссёра Михаила Тычинина в местном ТЮЗе, номинированный на «Золотую маску» в прошлом году, показали на фестивале «Точка доступа» в Санкт-Петербурге. Позитивные новости неизменно приходят и от комсомольского театра «КнАМ», который, благодаря своим гастролям, в Западной Европе известен больше, чем в России. Правда, театр этот частный и живёт уже 32 года исключительно на деньги, вырученные от продажи билетов. Его труппа работает на общественных началах, не получая денег за свои выступления. В остальном же всё без изменений: большинство театров находится на балансе местных и региональных бюджетов и зачастую вынуждены не жить, а выживать в условиях постоянного сокращения средств. Кроме того, мешает провинциальным театрам и часто встречающаяся у их руководства творческая инертность. Организаторы «ТЕРРИТОРИИ» совместно со специалистами Московского музея современного искусства хотят внести свою лепту в исправление создавшейся ситуации. Потому список спикеров, которых фестиваль привозит к дальневосточной публике, вполне можно назвать «топовым»: во-первых, два режиссёра — Тимофей Кулябин и Дмитрий Черняков. Их спектаклей нет в программе — оба приезжают только для обмена опытом. Правда, Кулябин в Мюнхене готовит спектакль по «Колымским рассказам» Варлама Шаламова, и, вероятно, не упустит шанс набрать на месте фактуры. В рамках фестиваля он проведёт двухдневный интерактивный мастер-класс на тему методов интерпретации классических текстов. Дмитрий Черняков, один из лучших российских современных оперных режиссёров, который теперь уже почти не ставит в России, расскажет, о чём говорит со зрителем сегодня русская классическая опера. Кроме того, в программе заявлен большой блок лекций за авторством людей, теоретически или практически связанных с театром: выступят, среди прочих, драматург Ольга Федянина, критик и редактор блога журнала «Театр.» Алла Шендерова, театровед Илья Кухаренко, критик Роман Должанский. Директор фестиваля «ТЕРРИТОРИЯ» Екатерина Якимова прочитает лекцию о том, как привлекать финансовые средства на проекты в сфере культуры. Иван Естегнеев из костромского танцевального театра «Диалог Данс» проведёт мастер-класс по физическому театру и примет участие в лекции Елены Тупысевой о менеджменте в творческих проектах и коллективах. Театральный обозреватель Елена Смородинова прочитает лекцию о документальном театре и его современном состоянии и тенденциях. Екатерина Якимова, директор фестиваля «ТЕРРИТОРИЯ» Фестиваль «ТЕРРИТОРИЯ. Магадан» проведут для нескольких регионов Сибири и Дальнего Востока. Мы покажем то, что является интересным и актуальным сегодня в различных жанрах — драма, музыка, танец, изобразительное искусство. Вместе с нашим партером — Московским музеем современного искусства — мы делаем выставку Василия Шухаева, очень важного художника в контексте искусства XX века. Эта фигура была выбрана неслучайно, ведь во время своей ссылки Шухаев несколько лет работал художником в Магаданском театре. Такие истории для региона очень важны. В целом, мне кажется, что программа получилась очень сбалансированной и интересной, каждый сможет найти в ней что-то близкое. Образовательная платформа не менее интересна: в афише фестиваля значатся такие имена как Роман Должанский, заместитель художественного руководителя Театра Наций, и Дмитрий Черняков, оперный режиссёр с мировым именем. Важно, что на мероприятие пригласили известных театральных деятелей из регионов. Например, Тимофея Кулябина, который работает в Новосибирске, и в то же время получает приглашения от европейских театров и фестивалей, или компанию «Диалог Данс» из Костромы, создавшую множество спектаклей и перформансов в Европе, США и Южной Африке. Но все эти встречи в первую очередь предназначены для актёров, режиссёров, хореографов и художников. Ещё одна задача заключалась в том, чтобы сделать образовательную программу для административных работников сферы культуры. И нам показалось интересным поговорить о современном фестивальном контексте и поиске финансирования на проекты. Фестивальное движение в России очень молодое. «Золотая Маска» существует с 1993 года. А старейшим европейским фестивалям — Авиньонскому, Голландскому, Эдинбургскому — более 70-ти лет. И нам кажется, что обращаться к опыту коллег в этом контексте очень важно. Что касается фандрайзинга — мы не будем говорить про государственное финансирование. Я расскажу про работу с негосударственными грантами и фондами, с бизнес-партнёрами. Дело в том, что в регионах Сибири и Дальнего Востока есть множество крупных компаний, которые сотрудничают с культурными институциями в рамках своих благотворительных и социальных программ. Поэтому фандрайзинг для региональных театров — не просто интересная тема для разговора, но и вполне эффективный инструмент. Пожалуй, единственной проблемой была логистика. Магадан — отдалённый регион со сложной системой транспортных коммуникаций, с большой разницей во времени. Но нам невероятно повезло с партнёром. Компания «Полюс» имеет большой опыт работы на Дальнем Востоке, имеет постоянных контрагентов во всех необходимых сферах, знает, как лучше организовать перевоз любого груза. Мы не первый год работаем с российскими регионами и гордимся тем, что «ТЕРРИТОРИЯ» тем самым оправдывает своё название. Первый масштабный региональный проект мы проводили в 2009 году в Перми, по инициативе нашего арт-директора Кирилла Серебренникова. Получилась невероятная программа — Большой театр Женевы, Пиппо Дельбоно (режиссёр впервые тогда побывал в России), перформанс японского хореографа Такетеру Кудо. На фестивале прошла премьера спектакля Дмитрия Крымова «Смерть жирафа», который до сих пор идёт в театре ШДИ. Зародился проект «Живые пространства», который делали кинорежиссёры Алексей Мизгирёв, Валерия Гай-Германика, Екатерина Шагалова, Николай Хомерики, Оксана Бычкова. Это были читки современных пьес в нетеатральных пространствах — на автомойке, на площадке детского сада, на вокзале, в городском парке, и таким образом современное искусство вышло в город, столкнулось с неподготовленным зрителем. Эксперимент удался. И итогом этой «культурной экспансии» в Перми стало развитие фестивального движения в регионе. Появились фестивали «Белые ночи», «Пространство режиссуры», который существует до сих пор. Неизбежно возникает вопрос: воспримет ли местная аудитория информацию, полученную в рамках фестиваля? Организаторы уверены, что воспримет. Так, исполнительный директор Московского музея современного искусства, художник Василий Церетели уверен в том, что современное искусство в российских регионах наконец-то стало востребованным не только среди профессионалов, но и приобрело статус «открытого искусства» среди самой широкой публики. «Сегодня мы видим, что практически в каждом крупном городе есть институции, которые знакомят публику с современными художниками России и Зарубежья», — сказал он. Василий Церетели напомнил, что Московский музей современного искусства вот уже несколько лет поддерживает единый темп художественного развития страны, поэтому с радостью инициирует и участвует в региональных проектах. Дальний Восток же в этом контексте — один из самых богатых и интересных регионов со своей историей, традицией. «Я очень надеюсь, что такое плодотворное взаимодействие улучшит художественный климат страны в целом и даст новый виток развитию российского современного искусства», — убеждён он. Очевидно, что театральный фестиваль подразумевает, собственно, показы спектаклей. Их в программе заявлено пять: танцевальный спектакль костромской компании «Диалог Данс» в копродукции с бельгийским хореографом Карин Понтьес, два спектакля московских театров и два — региональных. Последние покажут по два раза. Главной площадкой фестиваля стал Магаданский государственный музыкальный и драматический театр. Московский театр «Практика» привозит спектакль «Бабушки» — почти вербатим на материале двух книг и аудио- и видеоматериалов, собранных сотрудниками Института Русского языка им. В.В.Виноградова. Театр «Около дома Станиславского» привозит спектакль «Магадан/Кабаре/», где много старых песен. Из региональных театров в программе заявлены Лесосибирский городской драматический театр «Поиск» со спектаклем «Малые деньги» и Черемховский драматический театр им. В. П. Гуркина со спектаклем «Как Зоя гусей кормила». Нельзя, кажется, не отметить бережное отношение составителей программы к местному зрителю: из всех пяти представлений к действительно современному театру относится только спектакль «Мирлифлор» костромского коллектива «Диалог Данс». Помимо лесосибирского «Поиска» и Черемховского драматического театра, занявших в конкурсе «Полюс. Золотой сезон» второе и третье места соответственно, на фестиваль в качестве участников образовательной программы приехали ещё шесть региональных театров: Саха академический театр им. П.А. Ойунского из Якутска, Городской драматический театр Шарыпово, Магаданский областной театр кукол, Мирнинский театр (город Мирный, Республика Саха), Мотыгинский районный драматический театр — занявшие с четвёртого по восьмое места, а также Минусинский драматический театр, занявший в конкурсе первое место. Чтобы отобрать театры для участия, экспертный совет из театральных критиков, художников и арт-менеджеров отсматривал присланные видеозаписи спектаклей, собираемые на конкурс весной этого года. Критик Роман Должанский, входящий в экспертный совет и арт-дирекцию фестиваля, прокомментировал результаты конкурса так: «Всё как всегда, когда смотришь спектакли разных театров: есть интересные, нестандартные, качественные работы, есть менее интересные, есть совсем неинтересные. И это нормально. Главная же тревога в том, что мало спектаклей смелых, не боящихся острых тем, волнующих людей во всём мире, мало честных разговоров с публикой, мало попыток переосмыслить способы коммуникации со зрителями». Это положение объясняет Дмитрий Шаповалов, директор и художественный руководитель Магаданского областного театра кукол: «Нам гораздо сложнее, чем другим регионам. Естественно, последние новинки в театральном искусстве проходят мимо нас, если только что-то по телевидению или в интернете можем увидеть. Но театр — это всё-таки живое дыхание, через телевизор или компьютер его не почувствуешь. Поэтому такие фестивали, как «ТЕРРИТОРИЯ. Магадан» жизненно необходимы. Мы, как кукольный театр, долгое время ориентировались только на маленьких зрителей. Год назад наш коллектив расширил свою зрительскую аудиторию. В 2016 году состоялась премьера постановки для взрослых «Абстракция» режиссёра Владимира Диля, который словно снимает со зрителя розовые очки, показывая суровую реальность без прикрас. Наш театр для взрослой аудитории мы называем «театр разумный», хочется, чтобы зритель смог посидеть-подумать. И мы видим интерес со стороны молодёжи, взрослых магаданцев. Они хотят знакомиться с чем-то новым, поэтому уверен, что этот фестиваль станет ответом на их запрос". Олег Ермолаев, художественный руководитель лесосибирского театра «Поиск» уверен, что на Дальнем Востоке существует большая потребность в фестивалях вроде этого. «Эта потребность обусловлена тем, что зачастую у людей в регионах нет возможности познакомиться с творчеством других театров, другими формами театрального искусства. Так, в том или ином населённом пункте — городе или селе — существует лишь один театр. Поэтому такие фестивали позволяют зрителям вживую увидеть, куда театр движется, познакомиться с новыми тенденциями и направлениями. Конечно, по большей части у зрителей в регионах более потребительское отношение к театру, они хотят развлечений. И театры часто грешат тем, что идут на поводу у этого запроса, формируют репертуар, отталкиваясь от мнения большинства. В результате пытливый зритель, кому нужно не только развлечения, а пища для ума и души, оказывается не у дел, ему не хватает новой информации. И через такого рода фестивали они утоляют подобный информационный и душевный голод», — сказал он. «Как правило, столичные театры привозят в глубинку лишь антрепризы, — говорит Алексей Песегов, художественный руководитель Минусинского театра драмы. — Увидеть хороший фестивальный спектакль у провинциальной публики шансов практически нет, не каждый может поехать в столицу на театральный фестиваль. Минусинский театр был и остаётся приверженцем русского психологического театра, но мы не отказываемся от современных тенденций в театральных постановках, приглашая для работы молодых режиссёров». Нужно сказать, что так или иначе, фестиваль «ТЕРРИТОРИЯ» в Магадане работает на одну очень важную в текущих условиях функцию — усиление культурной децентрализации России. О состоянии этого процесса можно спорить, но с тем, что он уже идёт, согласны, кажется, все. «Ответ отчасти вытекает из формулировки вопроса: вроде процесс [культурной децентрализации] запущен, а вроде и нет, вроде где-то что-то есть, но при этом почти везде ничего и нет, — говорит Роман Должанский. — Но с тем, что всё очень запущено, я согласен. Роль фестиваля я бы не стал преувеличивать, как бы мне этого ни желалось. По мере возможности стараемся расширять горизонты зрительского восприятия. Но это, будем реалистами, не ворота в мир, и даже не окно. Так, вроде перископа. Нам важно заронить зёрна интереса, но главную работу — сформировать у себя в регионе запрос на современное, смелое искусство — должны сделать сами зрители. Прежде всего молодёжь. Насильно всё равно мил не будешь». Василий Церетели настроен более оптимистично: «Я бы смело констатировал тот факт, что процесс уже запущен. Кроме того, не могу не отметить, что процесс взаимодействия необходим для всех участников процесса: Москва получает не только новую аудиторию, но и возможность услышать и пообщаться в живую с регионами. Другие города, в свою очередь, работая со столичными институциями приобретают опыт взаимодействия с крупными организациями, знакомятся со разносторонними инструментами арт-менеджмента. „ТЕРРИТОРИЯ“, давний партнёр ММОМА, один из активнейших участников культурной децентрализации России сегодня, и я надеюсь, что впереди фестивалю удастся осуществить ещё больше масштабных проектов не только в России, но и во всём мире».