Драматическая программа: рабочий момент

Драматический театр вечен в афише Зальцбурга, но после войны он так и не вернулся к роли, которую играл при Максе Рейнхардте, хотя программы подчас готовили режиссеры экстра-класса (как Мартин Кушей), а некоторые из премьер становились событием — так, спектакль «Все еще буря» Петера Хандке в режиссуре Димитра Гочева наградили главной театральной премией Австрии, Nestroy Preis. Спектакли этого года вряд ли чем отметят, хотя новый руководитель театральной программы Беттина Херинг все делает правильно. Она пригласила мэтра Андреа Брет ради «Дня рождения» Гарольда Пинтера, новую знаменитость Карин Хенкель для постановки редкой «Розы Бернд» Гауптмана. В последнюю минуту Херинг приняла решение о новом «Имяреке», а это всегда риск, и дала шанс молодым — ради «Казимира и Каролины» Эдёна фон Хорвата творческий союз 600 Highwaymen объединил профессиональных актеров и любителей, переписав к тому же классический текст. В опере в режиссуре дебютировала Ширин Нешат, и в драмтеатре тоже свой дебютант — греческая актриса и кинорежиссер Афина Рахель Цангари поставила «Лулу» Франка Ведекинда. Выбор пьес и режиссеров позволяет говорить о локальной победе феминизма, но художественный опыт шире гендерных обобщений. Брет выдала ожидаемое качество, хотя не прыгнула выше головы, Хенкель будет ставить «Бернд» в Гамбурге, хотя там спектакль будет другим; дебют Цангари прошел без провала, но и без особых «ах», а с «Имяреком» (на фото) что ни делай, все равно найдутся недовольные и счастливцы — Гофмансталь для Зальцбурга то же, что Чехов для старого МХТ. А вот Хорват напомнил об исчезнувшем конкурсе молодых режиссеров, где побеждали Алвис Херманис и Виктор Бодо,— его явно не хватает. Главная опасность театра — штампы, не только художественные, но и политические. В драме их Зальцбургу удалось избежать, ни тебе беженцев, ни Дональда Трампа. Возможно, это и есть главный итог, связан он не столько с эстетикой, сколько с пониманием переходного периода в жизни фестиваля — времена нарядного блеска прошли, пора возвращаться к форме. Алексей Мокроусов