Ещё

Выбраться из-под пресса 

Выбраться из-под пресса
Фото: Псковская губерния
Не каждый день вы встречаете людей, которые считают, что они как художники превзошли Микеланджело Буонарроти и . Но это был как раз тот день. Псков. Дом Сафьянщикова. Открытие выставки с не предвещающим сенсации названием «Разные о разном». Члены общественного движения «ПсковАрт» демонстрировали свои действительно разные произведения. Речь не только о тематике. Здесь чувствовался разный подход к плоскости, к цвету, к тому, зачем вообще художник берёт в руки кисть. «Смысл этой выставки — соединить несоединимое»На красной скатерти на видном месте, словно Библия, лежал раскрытый первый том шеститомника «Истории КПСС», изданный в 1965 году. «Зачем вы его положили?» — спросил я Анатолия Жбанова — автора висящих за книгой картин. «Я положил просто так, — ответил он, хитро улыбаясь. — Мне важно заставить человека думать». Когда вы приходите на какую-нибудь выставку и видите что-то непонятное, то считайте, что авторы достигли своей цели. Чем непонятнее, тем больше возникает вопросов. Вы на них стараетесь ответить. Значит, процесс пошёл. Вы не прошмыгнули мимо, а зацепились. Допустим, прониклись недоумением, а то и возмутились. То есть современные авторы уже достигли своего результата. Они довольны. Анатолий Жбанов и Эдуард Шарипов на открытии выставки «Разное о разном». Фото: / ПГ«Смысл этой выставки — соединить несоединимое, — объяснил ещё один участник выставки «Разные о разном» Эдуард Шарипов. — Обычно выставки очень одинаковые. В Пскове то же самое. А здесь работы спорят, разговаривают — каждая на своём языке». Действительно, кажется, что работы в двух с половиной залах небольшой галереи современного искусства в «Доме на набережной» развесили по стенам произвольно. Умиротворяющие реалистические пейзажи, чёрно-белые фотографии, нестандартные литографии и стандартные виды Изборска, нефигуративная живопись…На открытии выставки немногочисленным посетителям Эдуард Шарипов рассказал о «кодировании мёртвой плоскости» (по мнению Шарипова, в смысле плоскости работы Сурикова, Малевича и Кандинского ничем друг от друга не отличаются, «плоскость не обманешь»). И вообще, по его словам со времён эпохи Возрождения в мире изобразительного искусства ничего не изменилось. Впрочем, не всё так плохо — считает Эдуард Шарипов. Он выделил фрески псковского Снетогорского монастыря, живописцев Древнего Китая, башкирские пещеры времён палеолита («там нет зажатости»)…«Древние люди были тоньше, умнее, — постарался объяснить он свои взгляды. — А нынешние люди зомбированы литературным словом, и мы видим, как мысли отражаются на плоскости. Но это не живопись, а иллюстрация. Мне не интересен такой подход. Сто ребят, и все на один лад. Я этого не понимаю. Что же надо делать? Перевернуть всё. Многое…»«За последние шестьсот лет у людей — зрителя и художника, выработался плохой вкус»Эдуард Шарипов регулярно публикует в интернете свои литературные миниатюры на эту же тему. У него есть текст «Плохой вкус». Вот он: «Люди во многом зомбированы. Общество давит на мозги. Да и смысл слова, его суть, как механика внушения, отрабатывает своё. Литературно-сюжетная оправа мысли. Я по своей природе живописец и смею утверждать, что, за последние шестьсот лет у людей — зрителя и художника, выработался плохой вкус». Если есть плохой вкус, то, значит, есть и хороший. Какой?Шарипов противопоставляет литературно-сюжетной живописи фрески псковского Снетогорского монастыря («Древние фрески башкирского палеолита, псковские фрески Снетогорского монастыря — это лучшее, что сделано руками человека. Это тёплая стена, от которой можно и должно России оттолкнуться. Это другой формат мозгов, говоря современным языком…») А пока что Эдуард Шарипов оттолкнулся один или с предельно узким кругом единомышленников, с которым очень легко не соглашаться. Когда слушаешь Шарипова, то первое, что хочется спросить — а зачем здесь слова? Вы же против литературоцентризма? Но вопроса я такого ему не задал, а попросил лучше на примере какой-нибудь его картины рассказать, чем его живописный подход отличается от того, что навязали человечеству Леонардо да Винчи, Рафаэль и другие «ремесленники» (у Шарипова есть миниатюра «Ремесленник». Она состоит из трёх предложений: «Как всё печально. Мелкий убогий ремесленник Леонардо определил жизнь последних шести столетий. Маразм»). В ответ Шарипов стремительной походкой повёл меня в другой зал — туда, где до открытия галереи размещалась его мастерская. Он подвёл меня к своей картине 2008 года «Структура». На ней было что-то вроде коридора, созданного мазками чёрного и серого цвета. Эдуард Шарипов. «Структура». Холст, масло. «Ноги растут из «Тайной вечери». Это довольно примитивный подход…» «Суть в том, что человек увидел и получил информацию сразу же, не разглядывая картину, не отвлекаясь на сюжет и подход „похоже — не похоже“, — пояснил Эдуард Шарипов. — Здесь работают не углы. Нет времени разглядывать картины. Происходит сокращение времени… Почему Снетогорский монастырь крутой? Потому что они уничтожили время… Китайцы и мы говорим на языке образа…»Насколько я понял, разница между «мёртвой линией» и «живой линией», по Шарипову, в том, что в первом случае художник рисует форму, а потом её раскрашивает, как на детских картинках-раскрасках, а во втором случае сразу пишет всю форму. Потребовалось уточнение: «Значит ли это, что вы считаете себя лучше Леонардо да Винчи?» — «Мы — № 1», — убеждённо ответил он. Эдуард Шарипов не из тех, кто любит шутить. Похоже, он и здесь не шутил: «Здесь важны цвет, форма, плоскость. Мы ещё живём в эпоху Леонардо — под прессом Возрождения. Для этой эпохи важны наука, религия, искусство… Ноги растут из „Тайной вечери“. Это довольно примитивный подход. Там мёртвая плоскость… А в Снетогорском монастыре другой подход. Это самое ценное, что есть… Я об этом 30 лет молчал…»30 лет — большой срок. Сегодня Эдуард Шарипов утверждает: «Поймите, я живописец, я древний воин. Я же здесь не сказки про великое прошлое и великое будущее России рассказываю». Сказки — не сказки, но без желания прикоснуться к «великому прошлому» здесь точно не обходится. В Пскове, во всяком случае, похожие мысли приходят на ум не одному только Шарипову. Это настораживает, потому что похоже на утверждение «Россия начинается здесь». Если вы хотите услышать что-то вроде «Мы — №1», то вам срочно надо ехать в Псков. Здесь вам популярно расскажут, как плох и страшен Запад и как хорош Восток. И какое особое место в мироздании занимает Псков. Дмитрий Яблочкин. «Китоврас», литография. В категоричности Эдуарда Шарипова чувствуется авторитарный, а то и тоталитарный подход. И действительно, если вчитаться в тексты Шарипова, то ответы найдутся быстро. «Не могу понять блудливую логику о том, что диктатор — это так плохо, — пишет он. — Задаю простой вопрос, — ПО-ЧЕ-МУ?.. Там, где нет диктатора, диктатуры, то там правит толпа…» Судя по тому, что пишет Шарипов, выбирать приходится между умным диктатором и умным, а третьего не дано. Его миниатюра под названием «Сталин» состоит всего из трёх слов: «Сталин не воровал». Из всех деяний этого диктатора, автор выбрал самое для него в момент написания существенное: не воровал (миллионы отнятых жизней не считаются). В другом месте Шарипов разъясняет: «Человек с хорошим вкусом воровать не будет. Как-то это связано на высшем уровне с порядочностью…»Схожим образом сегодня любят рассуждать о бескорыстии Путина, который, будто бы, тоже бессребреник. Владеет автоприцепом «Скиф» и внедорожником «Нива». И всё. Не для себя живёт, а для страны, и печётся о судьбе человечества. «Большая игра» и «Охранники России» Анатолия Жбанова и первый том «Истории КПСС». Взгляды Эдуарда Шарипова, если иметь в виду «мёртвую плоскость» эпохи Возрождения, кажутся вызывающими и непопулярными. Но зато всё остальное вполне традиционно для средней полосы России. Он пишет: «Чем ближе к западу, тем всё примитивнее и глупее». Но так в России считает каждый второй. И поиск «золотого века» в прошлом — это тоже обычное дело. Предки, в отличие от большинства современников, кажутся умными и талантливыми. Для Шарипова фрески башкирской пещеры Шульган-таш или псковские фрески XIV века — вершина. А дальше — непрекращающийся закат и самоповторы. «В ХХ веке новых живописных идей не было, одни и те же приёмы, перекрытие углов….», — считает Эдуард Шарипов. Но выставка «Разные о разном» так бы не называлась, если бы на ней выставили работы только Шарипова и Жбанова. Работы Анатолия Портнягина, Дмитрия Яблочкина, Ираиды Самойленко, Николая Самойленко… Их создатели явно не готовы подписаться под тем, о чём говорит Эдуард Шарипов, обращая внимание на «матрицу безвкусия». Но почему-то кажется, что «матрица безвкусия», созданная в эпоху Возрождения, всё ещё не исчерпала себя. Чтобы оперативно следить за самыми важными новостями, подписывайтесь на наши группы «ВКонтакте», «Телеграме», «Твиттере» и «Фейсбуке».
Видео дня. Питон-гигант проглотил всех собак в деревне
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео