Войти в почту

«Дайте мне хоть лужу грязную»

Что основатель Третьяковской галереи думал о русском искусстве спецпроект .sp_w10_title { font: 30px/1 Georgia, serif; } .photo img { transform: translateX(0); /* Crisp fix for non-retina */ margin-right: -20px; } .contra__director { width: 30px; height: 20px; } .contra__text { color: #FCEFB4; margin: 0 20px 20px; } .contra { /*background-color: #999;*/ padding-right: 20px; } .contra__body { display: table; width: 100%; } .contra__photo, .sixteen-nine { display: table-header-group; margin-top: -1px; margin-bottom: 40px; } .contra { font: 0/0 a; } .contra__director { padding: 0 15px; font: 16px/28px Arial, sans-serif; background-color: #FD8C25; display: inline-block; text-transform: uppercase; } .contra__title { font: 20px/1 Georgia, sans-serif; color: #333; background-color: #FFF; padding: 15px; } .contra__title .contra__title_block { display: block; font-weight: bold; } .contra__text { margin: 0 20px 20px; font: 12px/1.3 Georgia, serif; } .contra__media_picsign { font: bold 16px/20px Arial, sans-serif; color: #B49F6D; text-align: right; padding-right: 18px; } .contra__picsign { text-align: right; font: 12px/14px Arial, sans-serif; box-sizing: border-box; color: #999; } .contra .vicon--close { margin-left: 15px; } .contra__body .quotation_author:last-child { margin-bottom: 30px; } .quotation_author { vertical-align: middle; font: 0/0 a; text-align: left; margin-left: 20px; } .quotation_author__label { display: inline-block; font: 15px/1.333333333333333 Georgia, serif; vertical-align: middle; width: calc(100% - 115px); } .quotation_author__portrait { width: 40px; height: 40px; margin-left: 0px; /* border-radius: 50%; */ vertical-align: middle; margin-right: 20px; } .quotation_author__label .quotation_author__name { font: 15px/1.333333333333333 Georgia, serif; display: block; color: #FFF; } .quotation { font: 16px/1.333333333333333 Georgia, serif; color: #333; padding: 15px 20px; background-color: #333; color: #FFF; } .contra__photo > .photo, .sixteen-nine .photo { margin-right: -20px; margin-bottom: 20px; } @media only screen and (min-width: 600px) { .sp_w10_vvodka { font: 18px/22px Georgia, serif; } .sp_w10_title { font: 52px/45px Georgia, serif; } .contra__body .quotation_author:last-child { margin-bottom: 20px; } .contra__body { display: table; width: auto; } .sixteen-nine { position: relative; margin-bottom: 40px; display: block; margin-top: -1px; } .sixteen-nine:before { display: block; content: ""; width: 100%; padding-top: 56.25%; background-color: #FFF; } .sixteen-nine > .photo { position: absolute; top: 0; left: 0; right: 0; bottom: 0; margin-bottom: -20px; } .sixteen-nine > .photo img { width: auto; height: 100%; margin-left: auto; margin-right: auto; } .contra__photo > .photo { margin-bottom: -20px; } h3.title.sptitle { padding-left: 45px; } .sp_w10_header { position: relative; padding-left: 45px; } .sp_w10_header .sp_w10_header__photo { font: 0/0 a; width: 270px; position: absolute; z-index: 1; top: calc(100% - 142px); right: 20px; } .quotation_author { vertical-align: middle; font: 0/0 a; text-align: left; margin-left: 20px; } .quotation_author__label { display: inline-block; font: 15px/1.333333333333333 Georgia, serif; vertical-align: middle; width: calc(100% - 115px); } .quotation_author__portrait { width: 40px; height: 40px; margin-left: -40px; /* border-radius: 50%; */ vertical-align: middle; margin-right: 20px; } .quotation_author__label .quotation_author__name { font: 15px/1.333333333333333 Georgia, serif; display: block; color: #FFF; } .quotation { font: 16px/1.333333333333333 Georgia, serif; color: #333; padding: 15px 20px; background-color: #333; color: #FFF; } .contra__body { margin-left: calc(100% / 870 * 270); display: block; } .contra__body::after { display: table; clear: both; content: ''; } .sp_w10_vvodka { /*margin-right: 330px;*/ } .contra__media { width: calc(100% / 600 * 270); display: inline-block; float: left; margin-left: calc(-100% / 600 * 270); text-align: right; } .contra__director { max-width: calc(100% / 600 * 270); transform: translateX(-100%); width: 45px; height: 20px; } .contra__title { padding: 15px 20px; } .contra__text { margin: 0 50px 0 20px; color: #FCEFB4; padding-top: 0px; padding-bottom: 0px } .contra__photo { display: block; padding-left: 20px; background-color: #FFF; margin-bottom: 40px; } .contra__photo .photo { background-color: #FFF; margin-right: -20px; } .contra__photo .photo img { max-width: 100%; } .contra__picsign { display: inline-block; width: calc(100% / 600 * 270); margin-left: calc(-100% / 600 * 270); vertical-align: bottom; padding-right: 30px; } .contra .vicon--close { margin-left: 30px; } .contra__media_picsign { padding-right: 0; } } Что основатель Третьяковской галереи думал о русском искусстве 31 августа 1892 года предприниматель и меценат Павел Третьяков передал в дар Москве свою коллекцию русского искусства. 1287 живописных работ и 518 графических изображений стали основой музея, получившего в 1893 году название "Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых". К годовщине создания музея Weekend изучил переписку Павла Третьякова с художниками и воспоминания современников и выяснил, что Третьяков думал о главных шедеврах своей коллекции и что думали о них современники Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасху» 1861 год Первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок, объединения художников, вышедших из императорской Академии художеств и руководствовавшихся идеями народничества, состоялась в 1871 году. Еще до открытия две главные картины выставки, "Грачи прилетели" Саврасова и "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" Ге, были куплены Третьяковым. Третьяков, разделявший политическую и эстетическую программы передвижников, поддерживал художников будущего объединения с конца 60-х годов, когда товарищества еще официально не существовало. "Сельский крестный ход" Перова, ставший для современников символом нового реалистического искусства, Третьяков купил несмотря на разгневанную консервативную публику, объявившую картину "безнравственной". "Сельский ход" был все-таки снят с выставки Общества поощрения художников, что, впрочем, Третьякова от передвижников не отпугнуло -- с Перовым и его друзьями он сотрудничал в течение следующих 30 лет. Василий Худяков «Слухи носятся, что будто бы вам от Св. Синода скоро сделают запрос: на каком основании вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий» Павел Третьяков «Я беру, весьма может быть ошибочно, все только то, что нахожу нужным для полной картины нашей живописи, избегая по возможности неприличного» Илья Репин «Иван Грозный убивает своего сына» 1885 год Картина, впервые показанная на 13-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1885 году, вызвала скандал, серьезный даже по меркам передвижников, привыкших к особенному вниманию властей. После специальной записки обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева к императору Александру III картина была снята с выставки, а Третьяков получил секретное распоряжение о "невыставлении картины в помещениях, доступных до публики". Консервативную публику и императорскую Академию художеств картина привела в ужас, впрочем, были у работы и серьезные поклонники. Лев Толстой, например, так отозвался о картине: "Молодец Репин, именно молодец. У нас была геморроидальная, полоумная приживалка-старуха, и еще есть Карамазов-отец. Иоанн ваш для меня соединение этой приживалки и Карамазова". Запрет был снят спустя три месяца и только после личного ходатайства художника Алексея Боголюбова, бывшего воспитателя Александра III. Случившееся стало первым эпизодом цензурирования художественных выставок в истории Российской Империи. Константин Победоносцев «Стали присылать мне с разных сторон письма с указанием на то, что на Передвижной выставке выставлена картина, оскорбляющая у многих правительственное чувство. Иван Грозный с убитым сыном. Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения... Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения. Прежние картины того же художника Репина отличались этой наклонностью и были противны» Павел Третьяков «Из всего, что у нас делается теперь, в будущем первое место займут работы Репина, будь это картина, портреты или просто этюды» Илья Репин «Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне» 1887 год Павел Третьяков «К тупице искренне готов себя причислить -- если ошибаюсь; кто не ошибается? Разумеется, Льву Николаевичу реклама не нужна: на что она ему, гениальнейшему человеку? Но она делается неразумием его поклонников. Что он пашет, кладет печи, шьет сапоги, рубит избы, или не знаю, что еще может делать, все это прекрасно, но зачем это изображать в картинах?» Василий Перов «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева» 1872 год (с 1930 года — в коллекции Государственного Русского музея) О необходимости создания портретной галереи выдающихся современников Третьяков впервые заговорил в конце 1860-х. В 1871-1872 годах Василий Перов по заказу Третьякова пишет портреты Островского, Даля, Тургенева, Достоевского, Майкова и Погодина. В 1881-м Репин пишет Мусоргского, в конце 80-х -- несколько портретов Толстого. Последним портретом, заказанным для собрания лично Третьяковым, стал Чехов в исполнении Осипа Браза. Василий Перов «К этим портретам можно применить нашу поговорку -- за вкус не берусь, а горячо будет» Павел Третьяков «Все его [Тургенева] портреты неудачны» Степан Александровский «Портрет Федора Ивановича Тютчева» 1876 год Павел Третьяков «Родные нашли, что желт, губы черны и шея длинна, но мне кажется, в живописи-то он неважен» Илья Репин «У Тютчева я был в пятницу 2 февраля. Он очень болен и притом спал в то время. Видеть его я не мог, сколько ни добивался. Я не утерпел, однако же, и посмотрел две фотографии Ф. И. (не хотелось возвращаться ни с чем): лицо прекрасное, поэтическое, очень моложавое, несмотря на седые волосы; Вы правду говорили -- очень интересное лицо. Камерфрау говорит, что теперь его узнать нельзя, так он изменился» Илья Репин «Не ждали» 1884-1888 годы Третьяков нередко просил художников переделывать картины, но в случае с Ильей Репиным ситуация вышла из-под контроля. Художник по просьбе Третьякова внес изменения в самые знаменитые свои работы -- "Не ждали", "Правительницу Софью" и "Крестный ход", но увлекся и стал дописывать картины даже после того, как они перемещались в основную экспозицию. После того как Репин, воспользовавшись отсутствием Третьякова в галерее, переписал тон головы Ивана Грозного, хранители получили наказ -- никогда не подпускать его близко к собственным работам. Александр Бенуа «Наш взгляд скользил по ходульной мелодраме, по довольно поверхностно созданным типам, но зато с наслаждением останавливался на превосходно написанном interieur'е, на сильных серых красках, на бодрой, простой живописи» Павел Третьяков «Да, лицо в картине "Не ждали" необходимо переписать; нужно более молодое и непременно симпатичное. Не годится ли Гаршин?» Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии» 1880-1883 годы Павел Третьяков «На днях я слышал разговор художников, что у Репина в картинах и этюдах все фигуры некрасивые, что у него люди, украшенные против натуры; в этом, пожалуй, есть доля правды. В прежнем "Крестном ходе" была одна-единственная фигура — благообразная девушка, и ту вы уничтожили; мне кажется, было бы очень хорошо на место бабы с футляром поместить прекрасную молодую девушку, которая несла бы этот футляр с верою и даже с восторгом (не забудьте, что это прежний "ход", а и теперь еще есть глубоко верующие); вообще избегните всего карикатурного и проникните все фигуры верою, тогда это будет действительно глубоко русская картина!» Василий Суриков «Боярыня Морозова» 1887 год Владимир Стасов, критик «Я вчера и сегодня точно как рехнувшийся от картины Сурикова! Только о том глубоко скорбел, что она к вам не попадет -- думал, что дорога, при ваших огромных тратах. И еще как тосковал!!! Прихожу сегодня на выставку, и вдруг -- "приобретена П.М. Третьяковым". Как я аплодировал вам издали, как горячо хотел бы вас обнять! Вы -- единственный на все подобное. Как же я теперь радуюсь и торжествую, и вас поздравляю!» Павел Третьяков «Я купец, хотя часто имею и антикупеческие достоинства» Василий Суриков «Меньшиков в Березове» 1883 год Павел Третьяков «О картине Сурикова я был постоянно одного мнения: мне в ней многое очень нравилось по частям и в общем, но в восторг же я не приходил, и неприятно удивился, что сам автор очень, даже более чем очень, доволен ей, так что даже цену возвысил против "Стрельцов", но такое поголовное осуждение всех художников (кроме Крамского и Боткина) и интеллигентных любителей меня также удивляло, как и самодовольство Сурикова; тому же, что картину начинают все более и более одобрять, я не удивляюсь» Василий Верещагин «Туркестанская серия» 1871-1873 годы 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка впервые были показаны на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а спустя год -- в Петербурге и Москве. Художник продавал серию только в полном составе, и в 1874 году Третьяков купил ее за сенсационные 92 тысячи рублей серебром. "Туркестанская серия" стала его самым дорогим приобретением. Для сравнения -- за картину Валентина Серова "Девушка, освещенная солнцем" Третьяков заплатил 300 рублей. Павел Третьяков «Это Верещагин-то не из ряду вон? Да разве мало было много видавших и ничего не сделавших? Уничтожение комнатных стратегов и не путешествующих путешественников изображением только одной правды, как она есть, без таланта, выходящего из ряда вон? Нет, вздор, для этого нужно иметь талант, выходящий из ряда вон, каков и есть Верещагин» Николай Дубовской «На Волге» 1892 год Яков Минченков «Дубовской рассказывал такой случай: поставил он на выставку пейзаж и назначил за него 600 рублей. Третьяков дает 550 рублей. Дубовской отвечает, что он ничего не уступит, так как назначил минимальную цену. Обиженный Третьяков уезжает, а на следующий день снова является на выставку и снова просит об уступке. Дубовской опять не соглашается, Третьяков уезжает ни с чем. И такой торг идет в продолжение четырех дней. На пятый день Третьяков говорит Дубовскому: "Послушайте, что вы со мной делаете? Ведь вы же меня разоряете: мне надо было три дня тому назад выехать в Париж, а из-за вас я сижу в Москве и несу большие убытки"» Павел Третьяков «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника» Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами» 1880 год Картина была показана на 8-й выставке Товарищества передвижных выставок в 1880 году. Группа передвижников под предводительством Мясоедова этому противилась -- Васнецова принято было рассматривать как мастера реалистической жанровой сцены и его увлечение фольклорной тематикой всерьез не воспринималось. На выставку картину взяли после поддержки Репина, которому "Побоище" нравилось, а там ее разглядел и приобрел Третьяков. Дружба и сотрудничество с Васнецовым продолжались до самой смерти Третьякова, которого за любовь к "былинкам" (по определению Мясоедова) не переставали критиковать. Павел Третьяков «Я люблю произведения Васнецова и не опасаюсь это говорить, хотя, может быть, да и наверное, многие от них приходят в такой же ужас, как другие от последних произведений Ге. Не могу подозревать неискренность Васнецова, не имею данных, он давно, очень задолго до киевских росписей, занимался компоновкой церковной живописи, да и кто видит чужую душу?» Виктор Васнецов «Перед моей картиной стоят больше спиной» Николай Ге «Что есть истина?» 1890 год Павел Третьяков «Я ее не понял. Я видел и говорил, что тут заметен большой талант, как и во всем, что делает Ге, и только» Валентин Серов «Девушка, освещенная солнцем» 1888 год В конце 1880-х Третьяков начинает покупать молодых художников. Среди них -- будущие "мирискусники" Александр Бенуа, Михаил Нестеров и Валентин Серов, у передвижников ценившие только Сурикова и Репина. Остальные участники товарищества недовольны, и больше всех -- его учредитель Григорий Мясоедов. Павел Третьяков «Большая дорога лежит перед этим художником» Валентин Серов «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло. Тут весь выдохся» Григорий Мясоедов «С каких пор, Павел Михайлович, стали вы прививать вашей галерее сифилис? Как можно назвать иначе появление у вас такой, с позволения сказать, картины, как портрет девицы, освещенной солнцем?» Александр Бенуа «Замок» 1895 год Александр Бенуа «Каково же было мое изумление и моя радость, когда примчавшийся прямо с выставки Сережа [Дягилев] сообщил, что только что там побывал П.М. Третьяков и что он купил мою картину, да, кажется, только ее из всей выставки счел достойной попасть в свою галерею. Уже то было удивительно, что он побывал на этой академической выставке, которую он обыкновенно игнорировал, припасая свои деньги для приобретения ему любезных с полным основанием передвижников. Как это могло случиться, я до сих пор не понимаю, тем более что я не был с ним знаком, никто из нас не был, но, во всяком случае, я был счастлив, я как-то сразу вырос в собственных глазах, да и на друзей это произвело сильное впечатление. Однако моя "художественная совесть" не позволила мне оставить так это дело. Уж раз Павел Михайлович почтил меня своим выбором, то и я почувствовал себя обязанным лучше заслужить эту честь, и в этом смысле я сразу написал ему письмо, при личном же свидании сговорился с ним, что, не будучи вполне доволен своей работой, я попробую сделать то же самое, но лучше» Павел Третьяков «Бывают иногда странные приобретения, и, что еще странно, что я приобрел не по первому впечатлению, а несколько раз видел; такая масса скучных работ, что эта дикою оригинальностью, может быть, понравилась, но сам художник, как только узнал, что я приобрел, просил меня вместо этой вещи сделать другую»

«Дайте мне хоть лужу грязную»
© Коммерсантъ - Weekend