Фестиваль социальных театров впервые примет Новосибирск
На нем будут обсуждаться вопросы создания комфортной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Но речь пойдет не только о физической доступности. В рамках симпозиума впервые в истории города пройдет фестиваль социальных театров. Что это за явление, зарождающееся в Новосибирске? Какие актеры нужны режиссеру и чем зрителю будут полезны спектакли, во время вечернего разговора в редакции «ВН» рассказала координатор грядущего мероприятия Юлия Чурилова. — Юлия, давайте для начала разберемся в терминах. В Интернете десятки трактовок, но что же все-таки за явление такое — социальный театр? — Какого-то однозначного определения, даже в творческой среде, не существует. И это говорит лишь о его разнообразности и разносторонности. Сюда относятся практически все постановки, которые задевают общественно значимые проблемы и болезненные вопросы. — Какое направление социального театра получило наибольшее распространение в нашем городе? — Инклюзивный театр, когда в одном проекте встречаются люди с разным уровнем здоровья. Больше двадцати лет в Кольцово работает такой коллектив, был опыт и у фонда «Даун синдром». Но в этих честных и искренних историях речь, скорее, идет об арт-терапии. Однако в 2014 году в городе появилась студия «Особенный тип». И это как раз попытка выйти на профессиональную сцену. Мы встречались со многими режиссерами и педагогами города, которые могли бы работать с ребятами с ОВЗ. И нашли. В то время с главным режиссером «Старого дома» Галиной Пьяновой и был создан первый спектакль. Нам было важно, чтобы все постановки оценивались по художественным законам. — Получается, что и требования к актерам соответствующие? — Конечно. Это не драмкружок, тут все серьезно: актеры выходят на театральную сцену, зрители покупают билеты. Есть определенный кастинг. Работа над спектаклем подразумевает регулярные тренинги и репетиции с педагогами по разным направлениям: сценическая речь, хореография. От актера нужны дисциплина, определенные вложения времени и сил. Будь то зима или лето — два-три раза в неделю обязательно нужно быть на репетициях. И если человек действительно ко всему этому готов, роль ему обязательно найдется, исходя из его возможностей. — Мы понимаем всю важность выхода на сцену для актеров, но чем такой театр ценен для зрителей? Готов ли рядовой новосибирский зритель ходить на особенные постановки? — Среди зрительского большинства есть такое отношение к театру, как к развлечению. Я иду, чтобы отдохнуть, чтобы весело провести время. Это не хорошо и не плохо. Что касается инклюзивного театра, то я всем своим друзьям и знакомым говорю: «Его постановки — это спектакли-антидепрессанты». В среднем особенные спектакли играются раз в два месяца, и новосибирские зрители на них приходят. Речи о жалости и снисходительности вообще не идет. В зале царит очень добрая атмосфера, и ты получаешь мощный позитивный эмоциональный заряд. Когда смотришь на ребят на сцене и видишь, как они свободно себя чувствуют, то и к тебе приходит мысль: я могу все. — В Москве в афишах крупных театров постановки социального театра стоят рядом с постановкой классики, пьес современных драматургов. Почему у нас этого до сих пор нет? — Я думаю, потому что мы до сих пор не ответили на вопрос: зачем социальный театр профессионалам? В российской столице в последние два-три года случился прорыв. Дело в том, что на базах больших национальных театров появились инклюзивные спектакли. На главную театральную премию страны «Золотая маска» в этом году в разных номинациях было представлено четыре инклюзивных спектакля. В таких постановках с профессиональными актерами на равных играют непрофессиональные, имеющие ограничения по здоровью. — Уже известно, что в рамках фестиваля также пройдет инклюзивная драматическая лаборатория «Вслух». Кто станет ее участником и что ждать в итоге? Может быть, новую постановку? — Наша идея — собрать для написания мини-пьес именно подростков и молодых людей от четырнадцати до двадцати лет. Мы ждем участников театральных студий, просто интересующихся искусством и тех, кто хочет писать, но не знает, чем сценарий отличается от пьесы. С «лаборантами» будет работать драматург из Москвы Мария Огнева. Есть такая шотландская технология — класс-акт. Фактически учебник драматургии переложен на игровые упражнения. На выходе мы получим десять–пятнадцать коротких пьес. После проведем сценическую читку с новосибирскими актерами и режиссерами театров. Я думаю, мы увидим срез тем, которые волнуют подростков. В будущем из этого, может быть, и родится новый спектакль. Могу со всей ответственностью сказать, что в нашем городе подобного опыта еще не было. ДОСЬЕ Юлия Чурилова. Театральный продюсер. Организатор многих творческих фестивалей и акций. Куратор драматургической лаборатории, которая пройдет в Новосибирске в рамках фестиваля социальных театров. Образование высшее, окончила Новосибирский государственный педагогический институт.