Войти в почту

Пианист Амир Тебенихин: быть музыкантом в Казахстане сложно

АСТАНА, 1 сен — Sputnik. В пустом и пафосном фойе театра "Астана Балет" каждый нечаянный стук застывает в воздухе, тягучее эхо его зависает в пространстве… Через минуту оно оживится беседой с казахстанским пианистом Амиром Тебенихиным и мыслями о том, почему быть музыкантом в Казахстане сложнее, чем в Германии. В Казахстане я не видел перспектив Сегодня в арсенале заслуженного деятеля Казахстана Амира Тебенихина всевозможные награды конкурсов пианистов в Бухаресте, Дрездене, Женеве, Брюсселе. Сын основоположника органной школы в Казахстане Владимира Тебенихина и органистки Алии Карасаевой степенно начинает разговор, вспоминая начало своего творческого пути. - Отца направили работать в Алма-Ату по распределению в 1967 году, когда открылся первый орган в Казахской государственной консерватории имени Курмангазы, так она тогда называлась. Здесь он встретил мою маму. Она была его студенткой. Мои первые шаги в музыке прошли под ее руководством. Чуть позже я поступил в Байсеитовскую школу в класс папы. Он был не только выдающийся исполнитель, но и талантливый педагог. В 1988 году его жизнь трагически прервалась — его сбила машина. Мне было тогда 11 лет. Я продолжал заниматься музыкой у Жании Аубакировой, Михаила Балабичева и Аиды Исаковой. Появились какие-то успехи, однако не все было безоблачно. Был у меня период в жизни, когда я думал не то, чтобы оставить музыку, но избрать параллельно другую профессию. Мне было лет 16-17, и тогда я не видел перспектив для себя как музыканта. Это были 1994-1995 годы. Я интересовался историей и думал даже поступить на исторический факультет в КазГУ. Слава Богу, этого не произошло. - Потом вы перешли в Московскую консерваторию. Кто посоветовал принять такое решение? - Моя мама. Она мне очень сильно помогала и поддерживала, в том числе и материально. Хотя мы жили совсем небогато, она делала все, чтобы я мог полноценно учиться. В Москве музыкальный мир открылся для меня с другой стороны. Как будто я попал на другую планету. В московской консерватории я поступил в класс к выдающемуся, легендарному музыканту — Михаилу Воскресенскому. В 2002 году пианист выбрал для постоянного места жительства немецкий город Ганновер, но вместе с семьей сохранил гражданство Казахстана. - Быть музыкантом в Казахстане сложнее, чем в Германии? — Мы живем в такое время, когда быть музыкантом становится непопулярно, в основном, с финансовой точки зрения. Когда я учился, был своего рода бум. Многие хотели, чтобы их дети стали музыкантами. А сейчас я понимаю, что, например, моих детей ждет тяжелая жизнь, если они выберут этот путь. Например, нашим казахстанским музыкантам, которые сидят в оркестре, приходится работать на нескольких работах, чтобы свести концы с концами. Конечно, тут сложнее. В Германии не надо на пяти работах работать. Разные пианисты — разный Рахманинов Столичный театр "Астана Балет" для жителей и гостей города готовит удивительную премьеру — балет на шедевр Сергея Рахманинова "Концерт №2". Синтез балетного и симфонического исполнения в новинку не только для казахстанской сцены, но и для самого приглашенного пианиста Амира Тебенихина. - С какими сложностями вы сталкиваетесь в процессе подготовки к "Прикосновению к иллюзии"? — У балетной труппы своя специфика, которая нам подчас кажется непонятной. Речь идет не о трактовке музыкального произведения, а конкретно о темпах. Чтобы выполнить свои фигуры, им на конкретный промежуток произведения нужен определенный темп. Когда это входит в диссонанс с нашей трактовкой, тут уже возникают сложности. Но мы пытаемся прийти к консенсусу. - Есть мнение, что "Второй концерт" Рахманинова, ввиду его большой популярности, стал "попсовым". Постараетесь ли вы сыграть его так, будто зритель слышит это произведение в первый раз? -Я не согласен, что Рахманинов стал "попсовым". Что такое попса? Это популярная музыка, которую ты слышишь везде: и в машине, и на улице и так далее. Я бы для классики такой эпитет не употреблял. "Второй концерт" — потрясающе сложное произведение со своей жизненной философией. Это не попса. Его внутренний, идейный мир близок мне самому. - Можно ли поделить пианистов на техников и тех, кто играет с душой? — Очень упрощенно. Да, у кого-то физическая одаренность выходит на первый план. Например, у Ланг Ланга. Он потрясающий пианист в техническом плане и может очень быстро и громко играть, но это же не составляет всей палитры. - А Денис Мацуев? — Он, скорее, тоже близок к Ланг Лангу. Но у него что-то есть в душе, по крайне мере, когда он этого не прячет. Откровенный провал - Помните свой самый серьезный провал? - Из откровенных провалов помню выступление на школьном концерте. В классе пятом или шестом. Это был концерт учеников в большом зале школы имени Куляш Байсеитовой. Хотел послушать других и перед выступлением не разыгрался. Это был этюд Черни, педагогический репертуар. - Вы уже покорили знаменитый Карнеги-Холл в Нью-Йорке, лондонский Вигмор-Холл, залы Плейель и Корто в Париже. Для пианистов есть какой-либо "потолок"? — Для меня выступить в каком-то зале не является потолком. Каждый стремится к совершенству, и это более внутренний процесс. — Вы когда-нибудь переступали через свои принципы в профессиональной деятельности? — Не переступал и надеюсь, что не придется. У музыкантов много причуд Отец шестерых детей Амир Тебенихин рассказал, что был бы и рад вернуться на Родину и прогуливаться по теплым улочкам Алматы, но пока такой возможности нет. — Кроме места жительства, у меня нет ничего немецкого. Чем покорила Германия? Ничем. Просто там удобно жить и работать. Если бы мы жили в Казахстане, это было бы очень сложно. Скорее всего, пришлось бы еще бизнесом заниматься. Как музыканту мне было бы это горько. - В ближайшее время не собираетесь обратно в Казахстан на ПМЖ? — Если бы было достойное предложение, я бы с удовольствием вернулся. Но мне нужно содержать свою большую семью. - Ваши дети пошли по стопам родителей? — Пока неизвестно. Мы стараемся привить им любовь к музыке, а дальше они сами решат. - Современная музыка вас не расстраивает? — Очень расстраивает. Попса выводит из себя. Мне нравится народная музыка, не только казахская. Например, португальская ностальгическая музыка — фадо. В основном слушаю классику и музыку доклассического периода. - Перед концертом как обычно себя настраиваете? — Есть много причуд у музыкантов. Кто-то ест шоколад. Раньше перед концертами я тоже ел шоколад, но потом понял, что это мне абсолютно не нужно. Сейчас мне нужен четкий распорядок, чтобы не было стресса. Нужно быть свежим, отдохнувшим. Лучше перед концертом днем поспать. Источник радости и печали, универсальный язык всего человечества — музыка — приглашает в гости в театр "Астана Балет" уже в эти выходные. Иллюзия, которую можно почувствовать и прочувствовать, непременно очарует, уверены артисты.

Пианист Амир Тебенихин: быть музыкантом в Казахстане сложно
© Sputnik Казахстан