«Безумные дни»: первый раз в первый класс
Вот и наступил День знаний. Школы Екатеринбурга открыли свои двери для учащихся. Первые звонки, волнение и радость встречи с друзьями-одноклассниками. В этот же день – первого сентября – у здания ТЮЗа случилось открытие музыкального фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге». И все было точь-в-точь как на школьной линейке. Посудите сами: тут вам и волнение, и ожидание новых невероятных эмоций, и встречи с единомышленниками. Корректировку можно внести лишь одну: все-таки для концерта самый важный звонок не первый, а третий. Но в остальном ситуации казались очень похожими. Сейчас музыкальный марафон Свердловской филармонии уже в расцвете сил. За два дня мне удалось послушать шесть различных программ и теперь с уверенностью могу сказать: открытие фестиваля в День знаний – весьма символично! Возможно, это не просто совпадение… «Безумные дни» действительно напоминают мне школу, в которой каждый концерт – это урок. Каждый исполнитель или коллектив – это учитель. А мы – слушатели – прилежные, или не очень, учащиеся. Итак, какие же знания я приобрела? Стыдно признаться, но музыку некоторых композиторов на этом фестивале услышала впервые. Программа концерта трио Жюльена Мартино просто покорила своей лиричностью. Думаю, она была создана для последних, и даже предпоследних романтиков. Если вы хоть чуть-чуть сентиментальный человек, то этот концерт принес бы много мечтательных дум. Эрик Франсери (гитара), Бернар Казоран (контрабас) и Жюльен Мартино (мандолина) помогли мне узнать и прочувствовать музыку Рафаэля Калаче. Итальянский композитор написал немало привлекательных во всех смыслах сочинений. Калаче был виртуозом и основателем школы игры на мандолине. Он собственноручно занимался конструкцией и производством высококачественных инструментов. По большому счету, мандолина перешла в ранг концертных инструментов именно благодаря этому итальянцу. Можно еще долго перечислять достижения Калаче, углубиться в его биографию. Но все эти знания — лишь канва. Самое главное – это музыка, произведения композитора. Вы знали, что Неаполитанскую рапсодию Рафаэля Калаче ставят в один ряд с каприсами Паганини? Надо будет сравнить на досуге. Концерт всемирно известного баяниста Айдара Гайнуллина и его ансамбля «Эйфория» — как метеорит, упавший на Челябинск. Все очень неожиданно, но основательно и с размахом! Сценарий, который разыграли перед нами артисты, был похож на комедийную мелодраму. Музыканты смекнули, что люди приходят в восторг, когда их веселят и развлекают. Они не просто исполняли композиции, но разыгрывали на сцене целый спектакль. И это здорово, правда! Игра на невидимой ударной установке и готово — можно ставить галочку в пункте «оригинально». Поначалу меня несколько смущало наличие в программе сочинений И.С. Баха и А. Вивальди. Точнее сказать, присутствие современных обработок этих произведений. Все же махровую классику я привыкла слушать в первозданном виде, без изменений и прикрас. Но для людей, которые не появляются в филармонии, не увлечены академической музыкой, добротная аранжировка – это спасательный круг. Послушав А. Вивальди в виртуозном исполнении Айдара Гайнулина, возможно, захочешь оценить и достоинства оригинальной версии. Делаем глубокий вдох, движемся плавно от понятной музыки к музыке нетленной. Послушали, уловили? Делаем выдох. Закончили упражнение… И даже если концерт не подвигнет на музыкальные свершения, то удовольствие от легкой, искрящейся, живой атмосферы вы получите наверняка. Безусловно, любое выступление на фестивале, каждая программа и даже каждое отдельное произведение учит слушателей воспринимать музыку, не противиться новизне. Говоря об этом совершенно невозможно обойти стороной концерты Московского камерного оркестра “Musica Viva». Художественный руководитель коллектива – выдающийся музыкант, дирижер и один из лучших в мире виолончелистов Александр Рудин. Его репертуарные предпочтения весьма разнообразны. Пожалуй, основная задача оркестра – исполнять как можно больше малоизвестных сочинений. Привлекать внимание публики к непопулярной, но не менее интересной классике. Что такое «Безумные дни в Екатеринбурге» для Московского камерного оркестра? Это шесть уникальных, исключительных программ, в которых присутствуют произведения Отторино Респиги, Аулиса Саллинена, Франческо Джеминиани, Луиджи Боккерини, Мануэля де Фалья и многих других композиторов. Для тех, кто хочет пройти экстерном аудио-курс истории музыки есть прекрасное решение: все три дня фестиваля посещать концерты оркестра «Musica Viva». Вы совместите приятное с полезным! Источник фото: http://musicaviva.ru/ru/about Любая образовательная программа когда-нибудь заканчивается. И фестиваль «Безумные дни», к сожалению, очень скоро завершится. Остается лишь надеяться, что в следующем году в Екатеринбург приедут новые «учителя». Ведь повторение – мать учения.