"Аэрофлот" впервые решил доверить готовку блюд бизнес-класса молодым отечественным поварам. Кроме того, этим летом национальный авиаперевозчик ввел русское спецпитание. Новую тенденцию в самолетной еде изучил "Огонек" Антон Морошкин Если, сидя в кресле аэрофлотовского салона бизнес-класса и листая обеденное меню, вы вдруг обнаружите "палтус с рассыпчатой полбой и сладким стручковым горошком" -- не удивляйтесь. Просто национальный перевозчик решил познакомить пассажиров с блюдами новой русской кухни. Еще год назад "Аэрофлот" делал ставку на известных зарубежных шефов, зачастую -- из ресторанов с мишленовскими звездами. Но теперь решено сделать поворот в сторону ярких отечественных поваров. Российских шефов выбирали не наобум, а с помощью двухступенчатого конкурса. Первый его этап прошел в регионах, на нем отсеяли десятки претендентов. Отбор прошли восемь шеф-поваров из пяти городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Новосибирска и Владивостока. Каждый из них должен был приготовить три горячих блюда: рыбное и вегетарианское обязательно, а еще мясное или куриное на выбор. Потом все эти блюда прошли через слепую дегустацию в кулинарной школе Chefshows by Novikov. Это дело руководство "Аэрофлота" доверило профессионалам. В жюри вошли рестораторы Борис Зарьков и Илья Тютенков, гастрономические критики Александр Ильин и Светлана Кесоян, а также организатор Российского ресторанного фестиваля Александр Сысоев. Каждый оценивал еду по десятибалльной шкале. По сумме баллов определили победителей. В результате первое место получил петербуржец Евгений Викентьев, второе -- его земляк Игорь Гришечкин. Третье место досталось Виталию Истомину из Москвы. Уже потом, когда места были распределены, для руководства авиакомпании устроили специальную дегустацию. Авиационное меню пробовали в обстановке, максимально приближенной к реальной -- в салоне бизнес-класса "Боинга-777", правда, не в воздухе, а в аэропорту Шереметьево. Руководство внесло некоторые финальные коррективы. Например, пюре из корня сельдерея в блюде Игоря Гришечкина заменили на черный рис. После этого блюда можно было отправлять в производство. Шефы-победители отправились на кухню "Аэромара", главного поставщика бортового питания "Аэрофлота", чтобы передать поварам компании все технологии. С 16 августа новые блюда уже можно попробовать на борту. "Ими украсили меню на средних и дальних рейсах. Иногда среди предлагаемых в меню горячих блюд будет два от шеф-поваров, иногда -- все три",-- рассказывают в департаменте управления качеством продукта "Аэрофлота". Это не разовый эксперимент. Поварские конкурсы теперь планируется проводить каждые три месяца -- именно с такой частотой обновляется питание в бизнес-классе. Еда экономкласса меняется реже -- раз в полгода. А специальное питание -- еще реже. Но и эти рационы раз за разом становятся интереснее. Еще год назад "Аэрофлот" делал ставку на известных зарубежных шефов, зачастую -- из ресторанов с мишленовскими звездами. Но теперь решено сделать поворот в сторону ярких отечественных поваров Так, пассажиров экономкласса стараются настроить на здоровое питание. Поэтому, например, на коротких рейсах к сэндвичам добавляют йогурты, фруктовые батончики или фрукты. А на длинных перелетах еще в прошлом году появилась возможность позавтракать не только омлетом или блинами, а выбрать кашу. Какой русский завтрак без каши? Впрочем, для настоящих любителей русской кулинарии с 1 июня появилась дополнительная опция. Теперь можно заказать особое русское питание -- его доставят на борт специально для вас, так же как кошерную, халяльную или диетическую еду. Кажется, это первый случай, когда авиапассажиров угощают печеными яблоками, пшенной кашей и тульскими пряниками. Конечно, тут многое зависит от класса обслуживания. Если пассажир бизнес-класса получит маринованные белые грибы и жареную осетрину, то в классе эконом подадут отварной язык и куриный шницель с гречневой кашей. Но новинка, похоже, пришлась по вкусу всем. "Зачастую люди пишут отзывы, чтобы на что-нибудь пожаловаться. Но с русским меню мы получаем массу благодарностей,-- констатируют в департаменте управления качеством продукта.-- Пишут и наши соотечественники, и иностранцы, которые могут еще в начале путешествия попробовать нашу русскую кухню". В конце концов, интересная местная еда всегда была важным стимулом для путешественников.

Кормить по-русски
© Журнал "Огонек"