Войти в почту

Пространство Могут ли негосударственные театры, музеи и другие объекты культуры быть интересны частному бизнесу для инвестиций? В этом разбирались корреспонденты Guide Валерий Грибанов и Юлия Чиндяскина. В последние годы в городе появляется все больше частных музеев и театров, хотя эта тенденция наиболее заметна пока только в двух столицах. Если в первое время частные музеи открывали коллекционеры, выставляя свои коллекции, то сегодня в разных зданиях и на разных площадках Петербурга запускается все больше развлекательных музеев с лекциями и различными дегустациями (если это музей продуктов или напитков). Если говорить о последних, то чаще всего такие музеи становятся логичным этапом развития какого-то бизнеса. Первый заместитель председателя комитета по культуре Санкт-Петербурга Александр Воронко рассказал, что только за первое полугодие 2017 года музеи, подведомственные комитету, посетило более четырех миллионов человек. По его словам, необходимо отметить, что открытие новых музейных площадок регламентируется Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", согласно которому основой для создания любого музея, независимо от организационно-правовой формы, является наличие музейных предметов, качество которых либо особые признаки делают необходимым для общества их сохранение, изучение и публичное представление. Малой площадью Иван Починщиков, управляющий партнер компании IPG.Estate, говорит, что частные музеи и театры запрашивают площади до 2 тыс. кв. м, в основном в центральной части города. "Такие арендаторы рассматривают, как правило, помещения недорогого формата и без отделки. Площади переформатируются в некое арт-пространство, направленное на молодежь, которую привлекают нестандартные вещи. В прошлом году наши специалисты готовили концепцию для комплекса зданий на Гражданской улице. Сегодня "Бертгольд Центр" успешно функционирует как арт-пространство, где есть и музей, и театр. Это место притяжения молодежи",-- рассказал господин Починщиков. По его словам, объем инвестиций в такие объекты минимален -- около 10 тыс. рублей за квадратный метр. При небольших затратах на отделку, невысокой арендной плате, успешности проекта окупаемость проектов может составлять пять лет, отмечает господин Починщиков. Михаил Турецкий, генеральный директор компании ProExpert, подтверждает, что, как правило, частные музеи и театры в России открываются в творческих пространствах, лофт-проектах, бывших зданиях завода. "С одной стороны, этот тренд вызван особым колоритом таких пространств, с другой -- низкой стоимостью аренды и минимальными затратами на отделку",-- говорит он. К успешным частным проектам в Петербурге он относит музей "Эрарта" -- один из крупных негосударственных музеев России. "Один из недавних проектов в Москве -- Музей русского импрессионизма, который запустили на бывшей фабрике "Большевик". Еще один известный московский проект -- "Гараж". Это музей современного искусства",-- привел примеры господин Починщиков. Бум открытия частных музеев наблюдается не только в России, но и во всем мире. Негласными лидерами запуска таких проектов можно назвать США и Германию, где коллекционеры стремятся открыть миру свои коллекции и начать на этом зарабатывать. Господин Воронко указывает на то, что по закону музеи являются некоммерческими учреждениями, а извлечение прибыли не может быть основной целью их деятельности. "Поэтому при появлении новых музеев (как государственных, так и частных) речь идет не об усилении рыночной конкуренции, а об увеличении разнообразия культурной среды города",-- полагает господин Воронко. Он отмечает, что использование в названии организации слова "музей" не является достаточным основанием для отнесения такой организации к музеям в соответствии с законом. "К сожалению, есть примеры, когда музеями называют магазины или другие коммерческие организации",-- сокрушается чиновник. Он указывает на то, что на конкурсной основе осуществляется предоставление негосударственным учреждениям субсидий для реализации выставочных и просветительских проектов. Так, поддержку получили, к примеру, музей уличного искусства "Стритарт музей Санкт-Петербург", арт-центр "Пушкинская-10", творческий центр "Борей Арт". В одном месте Профессор Александр Цыганов, руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве РФ, говорит: "Как пример успешных в коммерческом плане частных музеев можно привести небольшие частные музеи и экспозиции в районе Углича, Мышкина, Мартыново. Относительно небольшие расстояния позволили развить туристический кластер, ориентированный преимущественно на автотуристов из Москвы и Петербурга, интересующихся отечественной историей и фольклором. "Залогом успеха в данном случае являются следующие факторы: небольшой размер, что означает невысокие инвестиции; участие хозяев в управлении бизнесом, а также их неподдельный интерес к собранным артефактам и историям об их правильном использовании; реальность посещения туристом нескольких объектов за один день -- это диктует необходимость близкого размещения (ради одного небольшого музея поездка планироваться не будет); наличие известного места притяжения туристов. В рассматриваемом примере это Углич и царевич Дмитрий, а в последнее время -- мышиные истории в Мышкине и история этноса кацкарей в Мартыново",-- говорит господин Цыганов. По его мнению, для окупаемости такого проекта важно, чтобы была возможность создать и реализовать уникальные сувениры, товары или продукты, а также предложить туристам интересную кухню, желательно тоже с историей. В пресс-центре правительства Ленинградской области заявили, что не ведут учета негосударственных музеев, выставочных залов, театров на территории Ленинградской области. "Социально ориентированные некоммерческие организации, в том числе негосударственные музеи и театры, на конкурсной основе могут претендовать на финансовую поддержку от комитета в виде субсидий. Конкурсный отбор проводится комитетом ежегодно",-- сообщили в пресс-центре. В 2017 году размер конкурсного фонда составляет 2 млн рублей. Однако в пресс-центре отметили, что негосударственных культурных учреждений в числе грантополучателей за последние несколько лет не было. В правительстве Ленобласти эту тенденцию связывают с небольшими суммами государственной поддержки. "Рациональнее обращаться за спонсорской помощью",-- полагают в пресс-службе. Чаще всего многие музеи существуют в качестве PR-поддержки того или иного бизнеса. Генеральный директор Музея русского сериала Олег Беленов (киностудия ОРК) рассказал: "Спонсорской поддержки у музея нет, в программе господдержки музеев проект не участвует. Говорить об экономике такого проекта как отдельно существующего в отрыве от киностудии сложно". Он считает, что без господдержки превратить это в доходный бизнес крайне трудно. "Помимо затрат на экспозицию, антураж, есть постоянные затраты -- аренда, коммунальные услуги, зарплаты сотрудников. Поскольку частные музеи имеют в основном нишевую тематику, направленную на определенную целевую аудиторию, то расходы на продвижение в данном случае имеют весомую долю в структуре затрат. Второй фактор -- необходимость постоянно обновлять экспозицию, чтобы у той самой целевой аудитории возник повод для очередного посещения. Это тоже затраты",-- сокрушается менеджер. По его мнению, отличным подспорьем для частных музеев было бы создание городского каталога и включение самых интересных музеев в программы для въездного туризма. "Так, в некоторые месяцы доля посетителей музея из других городов доходит до 30%. Однако это капля среди общего числа посещающих Санкт-Петербург. В данной работе необходимы воля, поддержка и совместная работа комитета по туризму, комитета по культуре, владельцев частных музеев и туристических компаний по въездному туризму",-- уверен господин Беленов. По его словам, с наполнением музея экспонатами помогают коллеги-кинематографисты и энтузиасты, которые на постоянной или временной основе предоставляют декорации и костюмы. "Для нашего музея является преимуществом тот факт, что он находится на действующей киностудии",-- говорит он. Господин Беленов рассказал, что в ближайших планах -- расширение музея. Будет построена действующая студия постпродакшн, где посетители смогут увидеть тонкости создания кино и попробовать себя в роли специалиста по компьютерной графике, шумовым спецэффектам, звукозаписи и монтажу. Без рецепта Среди частных музеев единого рецепта выживания нет. Одни приносят прибыль, другие -- убыточны. Директор Музея уличного искусства Андрей Зайцев сообщил, что музей существует на частные инвестиции и спонсорские деньги, доля частных инвестиций заменяется спонсорами при общей динамике роста инвестиций. "Выставка этого года стала первой, где сработала эта схема, а доход превысил инвестиции. В 2016 году музей получил от комитета по культуре Санкт-Петербурга 500 тыс. рублей на выставку "Через границы/Сквозь ограничения"",-- рассказал он. Безусловным флагманом частных музеев города является "Эрарта". Как сообщили в музее, за два последних года со 182 тыс. посетителей проходимость выросла до 240 тыс. человек в год. "Данных за 2017 год пока, конечно, нет, но по месяцам уже можно зафиксировать рост посещаемости. При текущей тенденции мы прогнозируем до 310 тыс. посетителей",-- радуются в музее. Возможно, цифра будет еще больше: в сентябре 2017 года в музее открывается еще одно выставочное пространство специально для экспонирования крупных объектов. "Премьерой нового зала будет выставка истории дизайна Lamborghini с раритетными суперкарами за миллионы евро, вокруг которой очень много ажиотажа",-- рассказали в музее. Каждый год в "Эрарте" проходит приблизительно 50 временных выставок Первый заместитель директора Музея Фаберже, директор филиала в Санкт-Петербурге культурно-исторического фонда "Связь времен" Михаил Овчинников рассказал: "Музей Фаберже, являясь негосударственным музеем, осуществляет свою деятельность исключительно за счет частных пожертвований. Государственного финансирования музей не получает. Если говорить об эффективности деятельности музея, то она высокая -- за три года существования Музей Фаберже превратился в один из самых популярных туристических объектов Санкт-Петербурга, о чем свидетельствует динамично растущие из года в год показатели посещаемости и независимые рейтинги (на таких ресурсах, как TripAdvisor, "Яндекс"), формируемые на основе изучения общественного мнения". Например, по его словам, в настоящее время в TripAdvisor музей занимает пятое место в рейтинге музеев Санкт-Петербурга, а по официальным данным мониторинга всемирной прессы за 2016 год, осуществленного по заказу правительства Петербурга, Музей Фаберже вошел в топ-20 наиболее часто упоминаемых в связи с Петербургом организаций (не только российских и не только связанных с культурой и искусством). "Количественный и качественный рост аудитории Музея Фаберже в 2016-2017 годах происходил также во многом за счет проведения временных выставок произведений ведущих художников XX века. Выставки Фриды Кало и Сальвадора Дали посетили сотни тысяч петербуржцев, москвичей, российских и зарубежных граждан. Более 50% посетителей этих выставок были моложе 35 лет. В настоящее время музей ежегодно посещает около 500 тыс. посетителей",-- радуется господин Овчинников. В Новом музее говорят, что их заведение всегда было убыточным, несмотря на то, что помещение находится в собственности, а в штате работает всего семь человек. Причину сотрудники видят в специфике музея, поэтому разговора о сворачивании проекта нет. "Повышение цен на билеты не покрывает расходы, которые несет единственный владелец (жена коллекционера и основателя Аслана Чехоева, умер год назад.-- G). Комитет по культуре Петербурга за семилетнюю историю дважды оказывал материальную поддержку музею. В первом случае это была выставка Виталия Пущницкого, во втором -- Владислава Мамышева-Монро. Гранты покрыли не более 25% расходов",-- говорят в Новом музее. Как рассказали в Музее эмоций, объем инвестиций, вложенных в 2016 году в его открытие, составил около 10 млн рублей. На ежемесячное содержание музея тратится в среднем 1,2 млн рублей. "Как таковых выставок у музея нет, существует постоянная экспозиция. Средняя проходимость зависит от сезона. В феврале, например, минимальный объем трафика посетителей -- 50-70 человек в день. Летом посетителей куда больше, в зависимости от дня недели их количество варьируется от 200 до 400 человек в день. Стоимость самого дорогого билета составляет 600 рублей",-- говорят сотрудники музея. Таким образом, даже в самый удачный день музей вряд ли способен заработать более 240 тыс. рублей. На театральных подмостках С театрами ситуация еще более сложная -- окупить их на одних только постановках практически невозможно. Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО "БФА-Девелопмент", при этом полагает, что частному театру вряд ли под силу долго существовать в режиме самоокупаемости даже в таком культурном городе, как Санкт-Петербург. "Но, к счастью, всегда есть место для безумства молодых энтузиастов, которые делают такие проекты. Я знаю, например, проект Городского театра, который существует уже второй год полностью на энтузиазме молодой административной группы и труппы из выпускников 2016-го года курса Черкасского. Конечно, им удалось получить минимальные гранты, а все остальное -- это средства от продажи билетов. Не знаю, хватит ли у ребят сил и энергии, чтобы продлить такой проект. Ясно, что по определению их не может быть много. Зачастую они существуют на спонсорскую помощь, есть группа поклонников театрального коллектива или художников (если говорить о галереях), которые по-настоящему поддерживают это заведение, вкладывают в него, пока у них есть такая возможность",-- говорит госпожа Денисова. Директор театра "Особняк" Ольга Гусева подтверждает слова госпожи Денисовой: "Пока театр убыточен, траты на содержание помещения, хозяйственные и коммунальные услуги съедают все и даже больше. За сезон на рекламу и полиграфию, зарплаты штатных сотрудников, налоги ушло более миллиона рублей. Помимо этого, мы участвуем в конкурсах на получение грантов от комитета по культуре. В среднем в последние годы нам выпадают гранты по 400-500 тыс. рублей. Спектакли "Машина едет к морю" и "Чайка над Вишневым садом", номинированные на театральную премию "Золотой софит", были поддержаны комитетом. Спектакли сторонних коллективов, идущие на нашей сцене, имеют нестабильный успех у зрителя, а вот посещаемость наших спектаклей выросла почти вдвое, наполняемость зала составляет 80-100%". Впрочем, некоторые театральные проекты способны приносить и прибыль. В театральной гостиной Vinci отмечают рентабельность своего проекта. "Посещаемость гостиной за год выросла вдвое, с 750 до 1560 человек в месяц. Причины в репертуаре, который поднимает актуальные темы, в наличии развитой системы дополнительных продаж (курсы, мастер-классы, лекции, кафе и собственное издание), а также в относительно низкой стоимости билетов -- средняя цена 420 рублей. Кроме того, отмечают, что у них выгодные условия аренды, а в программах господдержки не участвуют",-- говорят в Vinci. Как рассказал Александр Воронко, оказание финансовой поддержки негосударственным театрам из бюджета Санкт-Петербурга возможно в форме предоставления на конкурсной основе субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий в области культуры и искусства. В 2017 году финансовую поддержку получили 36 негосударственных театров на сумму 59,25 млн рублей, сообщил господин Воронко.

Инвестиции в культурную среду
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге