Главное — детали. Улицы украсили снимками Родченко
В оформлении столицы ко Дню города использовали работы фотографа Александра Родченко. О своем знаменитом предке «ВМ» рассказал его потомок — Александр Лаврентьев. Внук Александра Родченко и Варвары Степановой, Александр Лаврентьев, живет в Москве и хранит наследие своего великого деда. — Сегодня город напоминает выставку работ Александра Родченко. Значит, искусство вашего деда до сих пор актуально? — Мне очень приятно, что творчество Александра Родченко востребовано и сейчас. Когда он снял Лилю Брик в 1920-х годах, которая что-то кричит в рупор, он и не думал, что эта фотография будет актуальна спустя почти 100 лет. Снимок используют в городском оформлении, я часто встречаю его в соцсетях. Изначально Лиля Брик призывала покупать книги издательства «Ленгиз», но потом в ее «рупор» уже подставляли любые другие слова — подставляют и сегодня, настолько удачной оказалась эта фотография. Ко Дню города художники создали всевозможные афиши городских мероприятий, сделанные по снимкам Родченко, — значит, его творчество актуально, и это не может не радовать. — А правда ли, что великий Александр Родченко был фотокором «Вечерней Москвы»? — Да, с 1929 по 1932 год Александр Родченко был фотокорреспондентом вашей газеты, в архиве даже сохранилось удостоверение, выданное им редакцией. — А что снимал Родченко? — Он всегда снимал Москву. Как художник, он от абстрактной живописи перешел к диаметрально противоположному — к производственному искусству. Но и на этой стезе он много внимания уделял перспективе и экспериментировал с ракурсами. Его первые фотографии, снятые любительской карманной камерой, датированы 1925 годом — он снимал Мясницкую улицу с крыши и балкона своего дома, тоже на Мясницкой. Он фотографировал линии электропередачи, столбы, автомобили скорой помощи, новые модели автобусов «Лейланд» — первые советские автобусы, собранные по лицензии и купленные в Англии. Он дружил со всеми известными архитекторами того времени: Александром Весниным, Константином Мельниковым — и поэтому много снимал новые дома. Его ракурсы позволяли акцентировать внимание именно на новизне. Москва в те годы активно реконструировалась, и ему хотелось передать весь масштаб работ. Он как бы продолжал рисовать дома, но уже фотоаппаратом. — И для «Вечерней Москвы» он тоже снимал здания? — Не только. Александр Родченко был неравнодушен к городской жизни, его интересовали детали — бытовые, которых мы часто не замечаем, но которые несут на себе отпечаток времени и меняют жизнь людей. Его интересовало все — он снимал, как люди обедают, как заходят в трамвай и автобус, как выглядят новые вывески — они отличались от царских. У меня хранится несколько вырезок из газеты «Вечерняя Москва» с публикациями Родченко. Например, он снимал, как на улицы столицы выехал специальный автомобиль для доставки экспресс-почты. Еще есть публикация от 19 июля 1932 года в «Вечерней Москве» № 168 — он снимает конкурс массовиков-затейников в Парке Горького. Думаю, что и сегодня такая фотография могла бы появиться на страницах вашей газеты. СПРАВКА Александр Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. В 1902 году он вместе с родителями переехал в Казань, где в 1905 году окончил Казанское приходское начальное училище. С 1911 по 1914 год проходил обучение в Казанской художественной школе у живописца Николая Фешина. Там же Родченко познакомился со своей будущей женой Варварой Степановой. Сразу после Февральской революции 1917 года в Москве был создан профсоюз художников-живописцев, где Родченко стал секретарем. С 1918 по 1921 год он работал в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!