Остров сокровищ Лувра

Французские музеи поделятся экспонатами с Абу-Даби Франсуаз Ниссен, министр культуры Франции, объявила, что новый музей «Лувр в Абу-Даби» откроется 11 ноября. На долгие годы в столицу Объединенных Арабских Эмиратов отправятся многие произведения из Лувра и других французских музеев. В обмен они получат почти миллиардную компенсацию. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов. Проект, при своем рождении вызвавший столько споров, подходит к завершению. 11 ноября в новом «музейном» районе Абу-Даби, на искусственном острове Саадият, откроется здание, спроектированное Жаном Нувелем. Притцкеровский лауреат выстроил, по его словам, «город-музей», образцом для которого стала традиционная арабская медина: 8,6 тыс. кв. м галерей, увенчанных стеклянным куполом 180 м в диаметре. Открытие дважды переносилось — первоначально оно было назначено на 2013 год, потом на 2015-й. Проектом руководили три президента Франции и два директора Лувра. Он был начат в 2007 году при Никола Саркози, продолжен при Франсуа Олланде и завершается уже при Эмманюэле Макроне. Предыдущий директор-президент Лувра Анри Луаретт говорил о проекте в интервью “Ъ”: «Лувр — французский музей, но это и достояние мировой культуры. Хорошо, если это достояние реально доступно миру. Мы не только хранители искусства, иногда мы выступаем и дипломатами». Сменивший его на посту главы Лувра Жан-Люк Мартинез продолжил работу над музеем в Эмиратах. Несмотря на свое название «Лувр Абу-Даби», это будет не филиал Лувра, а музей, находящийся под полным управлением ОАЭ. На первые десять лет после открытия Франция предоставит ему 300 произведений искусства из 13 национальных музеев, в числе которых называют «Прекрасную Ферроньеру» школы Леонардо да Винчи из Лувра, «Наполеона на перевале Сен-Бернар» Жака Луи Давида из музеев Версаля, «Автопортрет» Ван Гога из Музея Орсе. Но вместе со всем этим музей в Абу-Даби представит и вещи из своего собственного собрания, которые он упорно покупал в последние годы у коллекционеров, в галереях и на аукционах, среди них «Цыганка» Эдуарда Мане, «Борющиеся мальчики» Поля Гогена и «Композиция с красным, желтым, синим и черным» Пита Мондриана. Таким образом, «Лувр» в названии нечто вроде знака качества. Анри Луаретт говорил “Ъ: «Мы ведем экспертизу, даем произведения для временных выставок в ожидании того, когда Абу-Даби составит собственную коллекцию. Она будет постепенно расти, и через тридцать лет от Лувра там останется только символическое название». Главный французский музей уступает свое название на тридцать лет и шесть месяцев и отдает произведения в прокат на десять лет. В дальнейшем Франция обязалась поддерживать музей выставками — пока в плане четыре на следующие пятнадцать лет. В ответ ОАЭ, финансировавшие строительство, заплатят французским музеям около €965 млн в течение тридцати лет. С самого начала эту идею критиковали. Группа влиятельных искусствоведов и музейных работников выступила против создающегося художественного «Диснейленда в песках» с манифестом «Музеи не на продажу», заявив, что французы имеют право смотреть свои сокровища у себя дома и что незачем давать Эмиратам возможность конкуренции с музеями Старого Света. Их оппоненты напоминают, что эти сокровища, хотя и являются собственностью Франции, относятся к мировому художественному наследию. По их мнению, важно, что это будет еще и форпост европейской культуры на Востоке, музей западного искусства, христианского искусства, иудейского искусства, где рядом со страницами голубого Корана будет выставлена древняя Тора или реликварий из Музея Клюни. Почему, в конце концов, продажа военных самолетов ОАЭ была бы встречена с удовлетворением, а прокат произведений искусства вызывает такое возмущение? О деньгах тоже не стоит забывать. Раз Франция богата шедеврами, почему бы не показывать их так широко, как можно, и пользоваться доходами для поддержания музеев, реставрации, снижения цен на билеты. Да и Лувр, который даже после расширений выставляет лишь треть своей живописной коллекции, сможет поднять вещи из запасников в выставочные залы. Другой вопрос, насколько жизнеспособной окажется схема, происходящая из эпохи культурной экспансии ХХ века, когда Томас Кренц, расположив здание Гуггенхайма в Бильбао, обогатил испанский город. Это он по заказу правительства ОАЭ разрабатывал музейный кластер. На острове Саадият появятся не только Лувр, но и новый Гуггенхайм по проекту Фрэнка Гери, Национальный музей по проекту Нормана Фостера при участии Британского музея, морской музей по проекту Тадао Андо и театр, проект которого делала Заха Хадид.