Столичный театральный сезон берет старт не спеша. Коллективы смакуют то ли финальные дни отдыха, то ли предстоящий творческий марафон. Впрочем, названия всех вершин, что они будут стремиться покорить, уже не тайна. Уж сколько раз твердили миру московские театры и, в первую очередь, музыкальные, что они хоть и с трудом, но научились договариваться между собой, дабы не клонировать одни и те же премьерные названия в своих афишах. Но, как не смешно и не грустно, нынешний сезон, думается, способен побить рекорд размножения одних и тех же оперных партитур. Если кто запамятовал или никогда не задавался вопросом: сколько же в Москве постоянных оперных трупп, позволю себе сообщить удивительную цифру – шесть. Большой, который ясное дело стоит особняком и в своей работе, конечно, практически ни на кого не оглядывается, Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, набирающий силу с приходом на пост гендиректора Антона Гетьмана. Еще два театра, почти ровесники, всегда юная и темпераментная «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана и «Новая опера», которая, может, и не часто подтверждает практикой свое имя, но точно соблазняет публику демократичными ценами на билеты. Еще одна пара театров – это Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского, что в сезоне, минувшем, пережил системный кризис, результатом которого стало недобровольное увольнение главного режиссера, и Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац, коллектив, который не был серьезным игроком на московской сцене до того момента, как в театр пришел худруком Георгий Исаакян. Такого изобильного разнообразия нет ни в одном другом мегаполисе мира, кроме Москвы. С двукратным отставанием от российской столицы идет лишь Берлин, о других городах вообще и говорить нечего. И, казалось бы, наши театры каждый со своим лицом, а получается, репертуар не могут поделить, как дети место в песочнице. Вот только несколько самых, быть может, ярких образцов «дублей». У «Новой Оперы» запланировано всего две премьеры – «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти. При этом появление «Гензель и Гретель» обещал ныне и Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац, а «Лючия ди Ламмермур» с любимицей московской публики Хиблой Герзмавой в заглавной партии уже более восьми лет хит репертуара Музтеатра им. К.С. Станиславского И Вл.И. Немировича-Данченко. Большой театр готовит премьеру «Бала-Маскарада» Верди, в то время как «Геликон» недавно сделал это название, и «Богему» Пуччини, которая также только что появилась в «Новой Опере». Еще более любимое название – «Пиковая дама» Чайковского. Премьеры грядут в Большом театре и «Геликоне», притом, что тот же «Стасик» представил эту оперу только в прошлом году, и спектакль еще никак не исчерпал своего зрительского потенциала. Так, по Москве будут «бродить» сразу три дамы Пик. При этом театрам нравится заниматься не только «клонированием», но и «самоцитированием». Уже по осени «Стасик» возобновляет собственную постановку «Обручения в монастыре» Прокофьева 17-летней давности, а «Геликон» – «Мазепу» Чайковского, спектакль, которому почти 20 лет. И все-таки иногда театры разнообразят столичную афишу незаезженными названиями. Геннадий Рождественский в этом сезоне обещает, что в Камерном театре среди премьер будет уникальная финская опера Калеви Ахо «Диего и Фрида» – про любовный треугольник Риберы, Фриды и Троцкого. «Стасик» покажет, к примеру, и «Макбета» Верди, и «Енуфу» Яначека. А Большой театр представит «Альцину» Генделя. Так что сезон у поклонников оперы все-таки грядет насыщенный, хоть и не максимально разнообразный.

Театр и песочница
© Вечерняя Москва