Войти в почту

"Яркие люди" – мечты из моих снов. Арт-директор фестиваля Мария Гальперина

Одним из главных событий предстоящего Дня города станет фестиваль "Яркие люди" – необычный, сказочный театрализованный карнавал – всякий раз это новое яркое и неформальное пространство. Накануне фестиваля обозреватель сайта Алексей Певчев побеседовал с арт-директором и создателем фестиваля Марией Гальпериной. – Вы заканчивали филологический факультет МГУ и к промоутерству и организации крупномасштабных фестивалей до "Ярких людей" отношения не имели. Почему вы решили этим заниматься? – Наверное отчасти повлияло то, что мама мечтала видеть меня художником. Меня детстве таскали по разным студиям, но очень много дала мне для общего развития воображения архитектурная студия при Доме архитекторов. Она работала по многим направлениям, и активное участие во всем этом, сама ее среда и атмосфера, наверное, меня и сформировали. Позже я некоторое время работала в бурно развивающемся маркетинговом агентстве, где занималась как раз-таки ивент-направлением. То есть навыки до того, как я начала делать собственно фестивали и организовала собственную компанию, у меня, все-таки, были. В тех проектах я применяла свое театральное видение, потому что любовь к театру у меня тоже с детства. Когда у меня родился первый ребенок, и я поняла, что хочется делать что-то прекрасное, вечное, и более интересное, чем по задаче корпоративного клиента, где хотя и есть простор для творчества, но ты должен подчиняться чужому вкусу и мнению. Вот тут-то у меня в голове и возникла идея такого семейного фестиваля, где будет интересно и тебе, и ребенку. Впервые нечто подобное я увидела на "Усадьбе Jazz", где детская площадка, куда тянет ребенок, позволяет и послушать музыку. – При уже имеющемся количестве городских фестивалей, вероятно, было не очень просто сформировать концепцию "Ярких людей"? – Когда мы стали думать об организации собственного бизнеса, я понимала, что ивенты – это нервная и сложная история. У меня рождалось много бизнес-идей, и моя партнер – Ольга – сказала: "Хорошо, пока ты думаешь, давай мы начнем делать то, что мы умеем". Мы зарегистрировали компанию, и у меня тут же родилось название компании, которое и стало названием фестиваля. Концепция "Ярких людей" была написана за один день. Мы хотели показать все многообразие интересных творческих направлений, которыми человек может овладевать в "маленьком возрасте" и которые сформируют его интересное, яркое будущее и нестандартное мировосприятие. Нам повезло, что идея "не развлечение, а вовлечение", в это время возникла и у московского руководства, нас поддержал крупный банк, который в этот момент искал социальный проект, – у него было похожее видение. Мы вовлекаем в процесс культурные центры, библиотеки, творческие студии, и на выходе стараемся это сделать максимально интересный и зрелищный фестиваль. – При создании концепции "Ярких людей" вы ориентировались на какие-то отечественные или западные аналоги? – Из российских фестивалей меня вдохновляла Международная театральная Олимпиада, а что-то было "подсмотрено" в Европе, но там нет точного прототипа, где в праздник были бы вовлечены студии и библиотеки города. У нас, например, 14 библиотек, уже третий год делают прекрасные программы, собирающие людей не меньше, чем театральные площадки. В Европе в первую очередь делается акцент на атмосферу, уходящую в традиции Средневековья. На авиньонском или эдинбургском фестивале акцент сделан на театральной программе, а вот уличное искусство развито в большей степени во Франции. Ну, а еще после первого года, как мы сделали фестиваль, нам стало понятно, что надо уходить от такого циркового, примитивного направления, хочется идти дальше. – Какими принципами вы как арт-директор фестиваля руководствуетесь при выборе артистов? – Вообще, это направление развито слабо и контент крайне сужен. Есть Питер, Москва, несколько коллективов из Тюмени, Перми, Воронежа. Поскольку до "Ярких людей" мы делали какие-то карнавалы и шествия, часть коллективов были нам знакомы. Для меня очень важна творческая составляющая, и уже на второй год мы стали придумывать темы фестивалей и так происходит каждый год. Поскольку на протяжении года проектов у нас много, мне иногда кажется, что я больше не могу видеть одни и те же костюмы уличных театров. Поэтому на фестивале 2015 года, который был посвящен литературе, все площадки делали новые спектакли и мы активно участвовали – в создании сценариев, костюмов и продакшне. Потом мы сделали еще один шаг вперед и пригласили французских коллег из театра «Remue Menage», с которыми совместно сделали проект "Легенды ветра". Это был целый год их поездок сюда, разработок, репетиций. – Вы активно экспериментируете с локациями проведения фестиваля. Это тоже часть общего поиска и эксперимента? – Не совсем. Делая фестиваль в большом городе ты зависишь от целого ряда обстоятельств. И вот тут-то вступает в силу поддержка Департамента культуры. Без него было бы невозможно перекрыть улицы, обеспечить безопасность и решить массу других вопросов. В этом году, в третий за шестилетнюю историю раз, мы делаем фестиваль в Парке культуры имени Горького и в "Музеоне", и эти места стилистике полностью отвечают требованиям и видению прекрасного. Возможно, в будущем попробуем провести "Ярких людей" на ВДНХ. – Давайте представим программу этого года. – Творческое направление было найдено во время работы над проектом "Золотая маска в городе", где я поняла, как образы должны жить в городском пространстве. Это будет шоу со сложными, объемными костюмами с интересными деталями. Можно даже не смотреть спектакль, а просто пройти мимо и понять, о чем он. У нас всегда был акцент не на какие-то диалоги, а на визуальность, на понимание картинки без слов. Если говорить о костюмах, которые готовятся к нашей главной премьере, 10-часовой постановке "Цветные сны", то за них отвечает Венера Казарова. Колоссальное количество ее костюмов будет на сцене. Мы стремимся к органичному совмещению фэшн-дизайнеров и театра, фэшн и поэзии, фэшн и музыки. Всем дизайнерам очень интересно театрализовать свои образы, не просто поместить их на подиум, а сделать их еще и театральными персонажами. У нас появился в команде Виталий Боровик, который отвечает за хореографию и профессиональных танцоров. С постановки "Легенды ветра" продолжится оперный вокал. А вообще, главная тема нынешнего фестиваля – мои мечты, которые рождаются, я их записываю, а потом они материализуются. Мы обозначили это как "цветные сны". Очень вольная, свободная тема, путешествий по разным пространствам. В итоге у нас четыре сценических пространства, четыре ярких сна совершенно разных, и главный герой, который путешествует по этим снам, обрамленным декорациями. У нас задействованы драматические актеры, акробаты, которые ходят по канату, танцоры, паркурщики. То есть мы, с одной стороны, оставляем необходимый эффект – удивлять, а с другой – работаем над глубиной, мифологемой, связанной с архетипами и с подсознанием. Зритель попадает в подводный мир, там где главный герой во всех зонах должен пройти обряд инициации и перенесется в сон. – "Яркие люди" это многочасовой праздник и многие зрители будут подключаться к процессу в самое разное время. Не получится ли так, что для многих из них, общий замысел будет размыт? – У нас давно разработана схема, которую я считаю очень правильной. Она рассчитана на двух-трех часовое посещения фестиваля, позволяющее увидеть основные какие-то акценты. Как это выстроено? У нас дважды в день проходит театральное шествие – это самый энергетический, мощный момент фестиваля, который все любят. Его захватывают те, кто приходят, к самому началу в 13.00, оно же повторяется в 20.00 (10 сентября в 19:00). Это шествие приводит к "Цветным снам", 30-минутному спектаклю, который повторяется четыре раза за день. В это же время идут другие спектакли на других сценических пространствах, и эти спектакли – тоже часть наших "Цветных снов". Есть еще несколько спектаклей, которые не входят в "Цветные сны" и готовятся специально к нашему фестивалю. Например, Рома Ермаков с "Эскизами в пространстве" делают часть наших "Снов" отдельным куском в "Удивительном саду". – Судя по вашим словам, у "Ярких людей" все происходит как-то очень сказочно легко – взаимодействие со спонсорами, с департаментом культуры Москвы? – Действительно, я не могу сказать, что я куда-то долго стучалась. Первое сказочное событие случилось в 2012 году, когда мы делали карнавал на День города. С тех пор время от времени мы делаем интересные проекты, связанные больше с театральным искусством, в том числе и серьезные. Так мы продюсировали спектакли молодых режиссеров к Дню Победы и очень интересную, глубокую программу, посвященную 75-летию Холокоста. И везде виден наш театральный почерк. А, вообще, когда ты начинаешь делать сказку, с тобой начинают происходить сказочные события. Алексей Певчев

"Яркие люди" – мечты из моих снов. Арт-директор фестиваля Мария Гальперина
© Москва24