Искусство исчезло без следа
Французская полиция защищает уличные мозаики Похитители уличных мозаик, охотившиеся в Париже за работами художника, называющего себя Invader, задержаны. Однако ни украденные мозаики, ни даже их фрагменты не обнаружены, сообщает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов. История, начавшаяся в августе, подошла к развязке в сентябре. Злоумышленники, воровавшие произведения стрит-арта задержаны и пойдут под суд. “Ъ” писал об этой истории: два человека, одетые в зеленые жилеты муниципальных работников, с помощью стремянки неоднократно скалывали уличные мозаики и грузили их в багажник «Мерседеса». Всякий раз, когда их заставали за этим занятием, они объясняли, что демонтируют мозаику по указанию мэрии. Парижская мэрия заявила, что похитители не имеют к ней никакого отношения — это раз, что своих работников она не снабжает «Мерседесами» — это два, и что она подает в суд жалобу на неизвестных. Пока что за «самозванство». Автор работ художник Франк Слама работает в технике мозаики, используя керамическую плитку, он изображает пиксельных персонажей самой известной в конце 1970-х электронной игры Space Invaders. Отсюда и его псевдоним — Invader, тем более оправданный, что свои мозаики он размещает тайно, чаще всего ночью с помощью легкой лестницы или телескопического шеста. В конце 1990-х появление «пришельцев» на стенах интриговало публику, но сейчас авторство плиточника стало секретом Полишинеля. Он дает интервью, его вещи выставляются в галереях и даже продаются, причем стоимость их в галереях составляет от €10–25 тыс., а на аукционах может достигать и сотен тысяч, вроде проданной в 2015 году на гонконгских торгах Sotheby’s мозаики «Король кунг-фу». Покупатель не пожалел за нее €220 тыс. В итоге у Invader появились не только последователи, но и добросовестные каталогизаторы, заносящие на сайты сотни его работ, фанаты его творчества и, как обнаружилось, похитители. Однако теперь на защиту его произведений встали не только власти, но и добровольцы, которые занялись реставрацией утраченных мозаик и защитой существующих. К примеру, одно из товариществ собственников жилья, решив обезопасить «своего Invader», закрыло его на фасаде закаленным стеклом, окончательно превратив «самодеятельность» в патентованное произведение искусства. Фанаты художника подняли тревогу, когда злоумышленники снова вышли на охоту, и с помощью полиции задержали двух человек 29 и 33 лет, которым предъявлено обвинение в «вандализме» и «краже с отягчающими обстоятельствами». Однако следов украденных произведений найти не удалось. История с кражей и задержанием вандалов интересна не только сама по себе. Это важный прецедент, который должен помочь разобраться с охраной произведений стрит-арта, до сих пор находящихся на грани правового поля.