Ещё

Александр Рудин. Знакомство с новой музыкой. 

Александр Рудин. Знакомство с новой музыкой.
Фото: Уральский меридиан
 — виолончелист, дирижер и художественный руководитель Московского камерного оркестра «Musica Viva». Нуждается ли он в особом представлении?
Завсегдатаи концертов академической музыки давно знают, что Александр Израилевич — личность неординарная. Это музыкант и наставник, для которого радовать публику блестящим исполнением хитов — задача минимум. Популярные сочинения В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена, С. В. Рахманинова и других знаменитых композиторов играют большинство коллективов нашей страны. Играют много, часто, почти с неизменным успехом. Это проверенный и, пожалуй, самый легкий путь к сердцам слушателей.
Александр Рудин и оркестр «Musica Viva» — сторонники другого направления. Сообща они пытаются пробудить интерес публики к малоизвестной или вовсе неизвестной музыке. Концерты фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге» не стали исключением. В исполнении музыкантов мы услышали шесть абсолютно разноплановых программ, включающих произведения таких авторов, как Георг Филипп Телеман, . По просьбе организаторов коллектив также исполнил и музыку балета Мануэля Де Фалья «Любовь — волшебница». Александр Рудин пояснил, что это сочинение они никогда раньше не играли и даже не планировали. Но все что делается — к лучшему. Теперь в репертуаре оркестра есть музыка крупнейшего испанского композитора.
Выступление Московского камерного оркестра «Musica Viva», автор фото-Татьяна Андреева
Александр Рудин — автор оркестровых редакций камерных произведений. И мне стало любопытно, как музыкант относится к современной обработке академической музыки?
«Сейчас время полистилистики. Бывает, что в одном сочинении смешаны совершенно разные музыкальные элементы: этнические, старинные. И я считаю, что многое, если не все, зависит от конкретного аранжировщика. От его таланта и культуры, — ответил дирижер. -Бывают обработки, которые сделаны не примитивно, а очень тонко и качественно. Мы слышим вкрапления классики в музыкальную ткань другого жанра, направления или эпохи. Такие обработки имеют право на существование и могут привлечь новых адептов».
Кажется, именно о привлечении зрителей постоянно пекутся руководители оперных театров. Иначе как объяснить нескончаемый поток осовремененных постановок? Александр Рудин прокомментировал ситуацию так:
«Считаю, дело режиссера «поднимать» людей до уровня произведения. Чтобы неопытный слушатель был увлечен и поражен именно той постановкой, которой был бы доволен и сам автор оперы. На деле мы видим, что идет обратный процесс. Постановщики опускают произведение до уровня незнающего и невзыскательного зрителя. Ставка делается только на деньги и посещаемость. К таким экспериментам я отношусь крайне отрицательно!».
Музыкант обратил внимание, что и контроль со стороны государства, и оценка постановок с политической точки зрения — тоже порочная практика, которая до сих пор актуальна. Она не является выходом из ситуации.
«Периодически мы играем оперные вещи в концертном исполнении. На сцене только оркестр и солисты, ничего лишнего. В такой ситуации человек слышит музыку, он не отягощен никакими сомнительными аллюзиями, картинками и другой лишней информацией», — сказал маэстро.
автор фото — Георгий Мамарин
В разговоре Александр Израилевич обратил внимание, что под влиянием современного ритма жизни, избыточного количества информации, соблазнов поменялся и подход к музыке. Он стал другим даже у студентов консерватории.
«Я и мои коллеги видим, что студенты сильно изменились. Это совершенно иное поколение. Сейчас жизнь не располагает к тому, чтобы просто сесть, сосредоточиться и подумать. Мне кажется, для искусства необходимо присутствие спокойствия», — заключил музыкант.
Тем не менее, ряды музыкантов постоянно пополняются. Опытным дирижерам приходится работать с новым поколением, передавать свои знания. Уже 10 лет Александр Рудин сотрудничает с Уральским молодежным симфоническим оркестром (УМСО). Доволен ли он результатом?
«К молодежному оркестру Свердловской филармонии я действительно отношусь с большой симпатией. Мы много раз выступали вместе. Могу сказать, что музыканты коллектива не просто хорошо играют, но постоянно растут. У них сохранился молодежный задор, горение, а главное — желание играть. Вместе с этим уже появился и опыт. Для оркестра это очень хорошее сочетание», — поделился дирижер.
Оркестранты УМСО также тепло отзываются об Александре Рудине. Сотрудничество со всемирно известным музыкантом идет им на пользу, приносит радость общения с талантливым, интеллигентным человеком. Интересно, позволял ли когда-нибудь дирижер вмешиваться в работу над произведением? Вот что ответил маэстро:
«Безусловно, я принимаю советы. Что касается оркестра «Musica viva», в нашем коллективе принят достаточно демократичный, живой обмен мнениями. Мне кажется, со стороны всегда виднее. Нет ничего зазорного в том, чтобы прислушаться к предложению музыкантов. Нельзя настаивать на своей правоте, ведь музыка требует определенной гибкости. В ней невозможно установить какие-то правила раз и навсегда».
Дирижер дал понять, что любое исполнение должно быть одухотворено какой-то непосредственностью, новизной и не может превратиться в постулат. С такой позицией сложно поспорить, ведь большинство слушателей идут в концертные залы именно за настроением и свежими впечатлениями.
В грядущем филармоническом сезоне нам снова продемонстрируют результаты творческого объединения УМСО и Александра Рудина. Следите за афишей и не пропустите.
автор фото—
Видео дня. Вещи, о которых грезили советские женщины
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео