Реализм сути
Анна Сабова — о жизни и творчестве Константина Бранкузи в Мультимедиа Арт музее Выставка, посвященная знаменитому французскому скульптору Константину Бранкузи, откроется на этой неделе в Мультимедиа Арт музее. "Огонек" узнал, какими произведениями самого парадоксального авангардиста Парижа прошлого века будут удивлять русскую публику на VII Московской международной биеннале современного искусства Анна Сабова Все экспонаты для выставки "Константин Бранкузи. Скульптуры, рисунки, фотографии, фильмы" предоставил парижский Центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. Именно в его коллекцию поступило большинство произведений из тех, что сам скульптор завещал Французской республике. Кроме 150 снимков, которые Бранкузи назвал лучшим и самым честным комментарием к его работам, на выставке (проходит при поддержке благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт") появятся знаменитые "Спящая муза", "Мадемуазель Погани II" и "Застенчивость". Именно в них проступили самые яркие особенности творчества Бранкузи -- геометрическая отвлеченность форм и минимализм на грани с провокацией. Бранкузи -- это геометрическая отвлеченность форм и минимализм на грани с провокацией Придя в Париж пешком через всю Европу, Бранкузи никогда целенаправленно не шел к авангардизму -- он просто принес на Монпарнас то искусство, образцы которого научился вырезать перочинным ножиком и лепить из грубой глины в родном румынском селе Хобица. Отказавшись работать ассистентом в мастерской Родена, потому что, по его словам, "под большим деревом ничего не вырастет", Бранкузи быстро нашел общий язык с композитором Эриком Сати и другими парижскими авангардистами. А когда парижская богема на излете "прекрасной эпохи" разглядела в Бранкузи своего единомышленника и провозгласила его мастером абстрактной скульптуры, он наотрез отказался от этого звания со словами: "То, что они называют абстрактным,-- самый настоящий реализм, потому что реален не внешний вид, но идея, суть вещей". Его творчество расширило понимание искусства скульптуры: в каждом произведении Бранкузи стремился воплотить символ и движение вместо статичного образа.