Остров Ольхон, озеро Байкал. Музей в Хужире
Продолжаю свои путевые заметки с острова Ольхон. Когда приедете в посёлок Хужир, то советую посетить местный краеведческий музей. Конечно, избалованному туристу, побывавшему в столичных музеях, здесь покажется всё несколько старомодным, провинциальным, но смею вас заверить, что это далеко не так. Здесь представлены действительно уникальные экспонаты, а в фондах хранится более 5 тысяч единиц хранения. Зал музея Даю ещё совет: чтобы экскурсия действительно была запоминающаяся возьмите экскурсовода, тем более хранительницы прошлого хорошо знают своё дело. И ещё один нюанс, в таких маленьких музеях не советую ходить большими группами, а вот когда вас 2-5 человек, экскурсия превращается в беседу, можно задавать вопросы, размышлять то есть в этом главное отличие от больших музеев, где экскурсоводы по заученному водят по залам, что-то рассказывают, показывают, и обязательно найдётся человек в группе, кто будет отвлекать ненужными вопросами, маячить перед вами или что ещё хуже разговорами по телефону, а кто-то непременно захочет потрогать экспонат руками и т.д. А здесь создаётся уютная домашняя обстановка. Поверьте, я работал в музее и видел много групп. В общем, не пожалейте денег, оплатите как за всю группу в 10 человек, зато получите замечательную прогулку в прошлое острова Ольхон и всего Байкала. Заодно спокойно пофотографируете и получите дополнительные комментарии к экспонатам. Экскурсовод рассказала, что летом здесь бывает до 100 человек в день, поэтому при таком столпотворении обстоятельно вникнуть в историю Ольхона и всего Байкала вряд ли получится. Краеведческий музей был создан стараниями Николая Михайловича Ревякина. В 1944 году он переехал сюда, работал директором и учителем географии средней школы. В начале 50-х годов основал краеведческий кружок и в результате появился краеведческий музей. Между прочим, он действительно внёс большой вклад в изучение острова. Например, неожиданно для учёных он нашёл реликтовый ельник в районе самой высокой горы Ольхона – Жимы, это самая высокая точка, её высота 1276 м., расположена на мысе Ижимей. Школьники под его руководством нашли более 20 стоянок людей эпохи неолита, собрали большой этнографический материал. В 1959 году Ревякин вышел на пенсию и стал вплотную заниматься краеведением Ольхона. Расширил музей, добавив в экспозиции экспонаты по этнографии, истории, флоре и фауне острова. Ему активно помогали не только школьники, но и жители. Николай Михайлович вёл переписку с академиком В.А. Обручевым и даже назвал его именем музей. Переписывался с профессором Ф.Ф. Талызиным, принимал участие в научных экспедициях академика А.П. Окладникова. В 1983 году, после смерти Ревякина, решением исполкома Хужирского поселкового совета, музей был переименован в Хужирский краеведческий музей им. Н.М. Ревякина. Подробнее об истории острова Ольхон можно почитать на сайте музея. А я остановлюсь на некоторых экспонатах. Например, взгляд всех, кто заходит в музей, привлекает вот этот мотоцикл. Когда-то Ревякин его купил, но так получилось, что, катаясь зимой по льду Байкала он провалился. Через два года рыбаки случайно сетями его выловили со дна и отдали хозяину. После этого мотоцикл ещё долго служил верой и правдой Николаю Михайловичу. Между прочим, само здание уже является историей, когда-то здесь располагалась школа, отапливалась печкой. Но сейчас это большая проблема, печку разломали, а электрические обогреватели не справляются. Поэтому зимой научные сотрудники одеваются очень тепло, но всё равно это не спасает от холода, посетители тоже жалуются. Что уж говорить, многие экспонаты, особенно бумажные документы, плохо переносят такой режим хранения. А ведь здесь есть поистине уникальные фотографии. Дело в том, что Николай Ревякин настолько хорошо вжился в местную жизнь, что ему стали доверять даже буряты. Когда-то его пригласили на буддистские похороны, а это очень закрытый обряд. Ревякину удалось сделать несколько фотографий. Ну и что такого, спросите? А дело в том, как рассказала наш гид по музею Юлия Мушинская, после Ревякина были попытки запечатлеть на фотоплёнку это сокрытое от любопытных глаз действо, но почему-то фотографии не получились, плёнка оказалась засвеченной. Впрочем, я о таких случаях наслышан немало, когда пытались снимать шаманов или их обряды, но фото, кино и видео почему-то по разным причинам не фиксировало происходящее. А вот на стенде можно воочию увидеть, как это происходит. Вообще, должен особо заметить – остров Ольхон – это не просто остров на Байкале, по поверью буддистов здесь расположен один из девяти источников силы на Земле. Недаром здесь так много повязанных ленточек. Но об этом в следующей статье. В стенах музея можно увидеть предметы и целые реконструкции быта местных жителей, как коренного населения – бурят, так и русских, из разных исторических периодов. Здесь хранится большая коллекция археологических находок, и каждый артефакт хранит свои тайны давно минувших эпох. Например, эта металлическая уточка или как бы сказали археологи – пронизка, вполне могла бы стать эмблемой хужирского музея. Фонды музея ещё ждут своих исследователей, а научные сотрудики уверены, что их ждёт ещё много интересных открытий. Например, только недавно было достоверно установлено, все эти предметы когда-то принадлежали женщине-шаманке. Кроме того, в музее можно найти различные экспонаты животного и растительного мира озера Бaйкaл, архивы старых фотографий советского периода острова, множество интересных картин, композиций и работ местных умельцев. Знаменитый советский журналист-международник Александр Бовин сделал запись, где ответил, нужен ли такой музей на Ольхоне: «Посетив музей, ещё раз убеждаешься в том, что не бывает больших или маленьких музеев, бывают музеи богатые, талантливые или не очень. Этот музей замечательный, выдающийся – и по богатству экспонатов, и по выразительности экспозиции, и по таланту и обаянию энтузиаста краеведения Н.М. Ревякина. И, может быть, самая замечательная черта музея в том, что он создан руками общественности, руками ребят под руководством поистине народного учителя. Большое дело сделал Николай Михайлович Ревякин, спасибо ему за великий труд».