В Екатеринбурге открылась Уральская индустриальная биеннале современного искусства
В четверг в Екатеринбурге открылась четвертая по счету Уральская индустриальная биеннале современного искусства, которая продлится до 12 ноября, сообщила комиссар биеннале Алиса Прудникова. «Биеннале этого года мы посвятили «Новой грамотности», тему начали разрабатывать еще в 2016 году. А вдохновившись Петербургским экономическим форумом, который был посвящен экономическим проблемам нового технологического уклада, мы подумали, что логично было бы поговорить о том, что любое изменение в экономике несет за собой глобальное изменение коммуникации», - передает ее слова ТАСС. Она добавила, что на биеннале выяснят, что происходит с языком, и какая грамотность нужна для комфортной жизни в этом мире. Прудникова рассказала, что главной площадкой биеннале стало здание бывшего Уральского приборостроительного завода в центре Екатеринбурга. Оно долго не эксплуатировалось, а после выставки его снесут. «Для меня это здание было и личным открытием, на этом заводе работал мой дедушка. Благодаря выставке оно впервые стало доступно для посещения, стало живым», - сказала Прудникова. Она отметила, что мероприятию «в очередной раз невероятно повезло с пространством», а благодаря биеннале ранее незаметные здания становятся живыми, как это было с типографией «Уральский рабочий», где прошли две первых биеннале и с гостиницей «Исеть», которая использовалась в 2015 году. Куратор основного проекта - Жоан Рибас, он же курирует музей современного искусства Серралвеш в Португалии. Он пояснил, что выставка станет «путешествием во времени», посетители смогут «вернуться к первой промышленной революции, ко второй промышленной революции, когда была электрификация и механизация, к третьей - информация и коммуникация». Четвертую промышленную революцию посетители биеннале тоже увидят - при том, что как таковой ее еще нет, но, по выражению Рибаса, «мы ее уже ощущаем». Выставка объединит более 70 художников, в том числе из таких далеких мест, как Зимбабве и Индонезии. «Мы представим 70 работ из 23 стран, чтобы рассмотреть вопросы «Новой грамотности»: как мы адаптировали наш язык к новому формату общения, как мы стали такими высокоразвитыми производителями и потребителями», - уточнил куратор. Всего биеннале пройдет в 27 городах и на 20 площадках по всему Уралу в параллельной программе. Прудникова отметила, что биеннале прирастает «не только Большим Уралом, но и Сибирью». Два спецпроекта проходят в Нижнем Тагиле и Тюмени. «Так, в Тюмени биеннальным проектом мы откроем после 24 лет реконструкции музей имени Словцова (тюменский краевед, этнограф, археолог)», - пояснила Прудникова. Биеннале впервые предлагает индустриальные арт-маршруты по 25 городам Свердловской, Тюменской, Челябинской областей и Пермского края протяженностью 19 тыс. км. Всего - 59 уникальных маршрутов, в том числе на Сысертский завод художественного фарфора. Там художница из Финляндии Ханналеена Хейска создает объектно-графическую инсталляцию. «Можно также посетить Нижний Тагил, Полевской, Дегтярск, увидеть в сохранившейся Северской домне, как плавили чугун в середине XIX века», - отметила комиссар биеннале. На мероприятии запланировано более 100 часов образовательной программы. Впервые откроется университет биеннале, куда пригласят людей с трех лет, откроют спецпрограммы для детей и подростков. «Самым масштабным событием станет симпозиум «Повседневная революция», он будет посвящен медиааспекту в индустриальной революции», - добавила Прудникова. Биеннале - это один из крупнейших международных проектов в области современного искусства, организованный Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) в составе «Росизо» с 2010 года. Стратегический партнер - государственная корпорация Ростех, бюджет проекта составляет около 60 млн рублей.