В Самаре проходит фестиваль-лаборатория театров для детей и молодежи "Золотая репка"

Международный вектор От имени главы региона Николая Меркушкина собравшихся поздравил министр культуры Самарской области Сергей Филиппов. "За два с лишним десятилетия наш фестиваль стал крупнейшим театральным событием не только в масштабах Самарской области, но и всей России. "Золотая репка" — это не просто смотр лучших театральных постановок. Это уникальная площадка для эксперимента и развития творческого потенциала участников театрального форума, место встречи традиции и новаторства, старых и новых друзей. Здесь они могут поделиться своими идеями, обменяться опытом, найти благодарного зрителя. Уверен, что российские и зарубежные коллективы, участвующие в фестивале-лаборатории, подарят нам много незабываемых минут общения с прекрасным. Не сомневаюсь также, что проведение фестиваля будет способствовать воспитанию у подрастающего поколения любви к родному краю, его истории, искусству театра", — отметил он. Фестиваль "Золотая репка", начав свое движение больше 20 лет назад, меняется, развивается, и вот, кажется, найден новый вектор, и связан он с международным сотрудничеством. В этом году в программе фестиваля театры из Китая, а в лаборатории "Молодой режиссуры" — коллеги из Германии и Швейцарии, к которым определение "молодой режиссер" подходит крайне мало. 8 и 9 сентября они представили на суд зрителей три театральных эскиза: "Трехгрошовую оперу" в постановке Доминика Бюттнера, "Почему мы на Земле?" Мюриэль Имбах и "Ильнур Альбатрос" Катарины Кромме, также в рамках фестиваля прошли лекции Петера Риндеркнехта и Томаса Мартина. Подробней об этом Волга Ньюс расскажет в одной из ближайших статей. Прощание с иллюзиями Фестиваль "Золотая репка" открылся спектаклем Саратовского ТЮЗа "Милый Сашенька" (по произведению Гончарова "Обыкновенная история") — в постановке Алексея Логачева. Режиссер заострил внимание на истории прощания главного героя с безмятежной юностью и вхождению его во взрослый, чего греха таить, жестокий и циничный мир. О том, что романтические иллюзии главного героя вот-вот начнут разрушаться, нам почти сразу же "сообщает" сценография — покосившиеся стены барского дома, острые углы и непараллельные линии, правда, щедро украшенные букетами. Однако ближе к финалу вместе с потерей надежд исчезают цветы, снимают с веток бутафорские красные яблоки. Спектакль, по большому счету, решен в традиционном стиле, с обилием авторского текста и с неожиданными вставными водевильными номерами. На второй день фестиваля московский театр им. Маяковского показал спектакль "Фабрика слов" по произведению Аньес де Лестрад, в постановке Ольги Лапиной. Персонажи с белеными лицами и сценография — фабричные толстые трубы, словно покрытые ржавчиной, старые металлические бочки — все это напоминает уличный театр. Правда, очень хороший уличный театр, работающий в духе поэтической клоунады, где-то в далеких 20-х годах прошлого века. В "Фабрике слов" практически не произнесено ни одного слова. Ведь история происходит в стране, где каждое слово буквально на вес золота. Большей частью персонажи перекидываются междометиями, вздохами, звуками и музыкальными фразами. Аккордеон, ударные, бубен, скрипка — все вместе, плюс загадочный синий свет и дым создают неповторимую театральную атмосферу. Еще один спектакль фестиваля — "Строптивая" — показал Курганский театр драмы. Известнейшую шекспировскую комедию режиссер Александра Джунтини рассказала как историю болезни главной героини Катарины. Действие происходит в психиатрической лечебнице, и доктор в белоснежном наряде смакует диагноз, зачитываясь шекспировским текстом. История однозначно феминистическая, и вывод дается весьма прямолинейно — покорность мужу (к которой так призывает произведение Уильяма Шекспира) в наше время — это прямой путь в психушку. Кажется, что спектакль создавался из актерских этюдов на заданную тему, и все они без исключения вошли в окончательную редакцию. В итоге обилие театральных находок, приемов, не всегда смыслово наполненных, перегружают спектакль, утомляют актеров и зрителей. Как уже говорилось, основную часть программы XII фестиваля составляют спектакли режиссеров, хорошо знакомых Самаре по участию в "Молодой режиссуре". "Четырнадцать плюс" питерского "Этюд-театра" родился именно здесь, два года назад, на "Молодой режиссуре". Спектакль легкий, откровенный, немного щемящий, поставлен авторами Владимиром Антиповым и Алексеем Забегиным по собственным воспоминаниям. "Четырнадцать плюс" — это история о подростковом возрасте, когда детство еще не кончилось, взрослость не началась. Кругом одни вопросы и ни одного внятного ответа. С вопросами, например, почему бог нуждается в нашей помощи? Что это такое — "жидкий бог", и нет ли какой параллели с Сэлинджером — "Над пропастью во ржи", уходят из зала и зрители. Фестиваль-лаборатория для детей и молодежи еще не завершился, фестиваль еще продолжается. Впереди выступления гостей из Китая, а также показ спектакля хозяев "Золотой репки" — "Пер Гюнт" и обсуждения. Завершится фестиваль спектаклем "Манюня" и подведением итогов.