Войти в почту

На месте легендарной "бульдозерной выставки" прошла новая провокационная выставка

На месте исторической выставки советского авангарада, которую бульдозерами снесли ещё при Брежневе теперь новая художественная провокация. Некоторые из тех, кто вырос еще в Советском Союзе буквально хватаются за сердце. Двигателем современного искусства стал Владимир Ленин. Советский эмалированный детский горшок с надписью «Ленин». Но присмотришься, и оказывается, что он «Лёнин», Для художника Леонида Сохранского это не просто самовыражение, а выполнение задания от кураторов выставки. Взгляд современного искусства на образ Ленина приурочили к грядущему столетию революции. И показать переворот в сознании художников действительно получилось. Вот, Ильич на тачанке с пулемётом Максим в окружении рептилоидов. В воображении зрителей тоже - футуристические образы. А вот на видеоинсталяции молодые люди раскапывают могилу, и находят голову вождя мирового пролетариата. "В чем заключается современность? Когда зритель не остаётся равнодушным. Кто-то этого эпатажем достигает. Мы никого не хотим оскорбить", - рассказал Сергей Чернов, художник, куратор выставки «Мой первый Ленин». Елена Александровна «светлый образ Ильича» действительно «пронесла через всю жизнь». Засмотрелась на инфернальную картину с Ильичом со стекающей кровью, и призналась – ощущения двойственные. "Я не очень воспринимаю такое резкое, хотя, может быть, я я что-то не понимаю. Когда всё можно, человек теряется, а вот «под гнётом» что-то вырастает в искусстве, но это такая философская проблема: какие времена лучше?", - рассказала посетитель выставки Елена Баркова. На фоне работы «Система подогрева» - батареи в виде томов Полного собрания сочинений и трубы с бегущей строкой – «Учиться, учиться…» особенно тепло звучали размышления, что было бы с устроителями подобных перфомансов лет 50 назад. "Самое мягкое: разогнать их, как Хрущёв сделал", - рассказал посетитель выставки Азат Гафуров. И этот посетитель почти угадал: галерея «Беляево», где показывают «странного Ленина» находится почти на месте знаменитой «бульдозерной выставки», вернисажа авангардистов, снесенного техникой по приказу генсека. В советском искусстве образ вождя мирового пролетариата разрешалось воспроизводить только идеологически надёжным, проверенным временем «товарищам мастерам». Пусть немного однообразно, зато монументально, и, как тогда казалось, на века. А вот отношение современного искусства к образу Ленина глубже всего демонстрирует эта работа – «Левитация». Ленин сначала глубоко укоренился в нашей истории, а потом эти корни просто «выдрали». И всё-таки этой экспозиции очень не хватает вот такого экспоната. Никак не оставят Владимира Ильича в покое. То депутаты Госдумы каждую весну вносят законопроект о выносе его тела из мавзолея, а на потерявшей голову Украине и вовсе памятники Ленину записали в главные враги и снесли. Вот современное искусство словно не может без политики, точнее – политика, пусть и столетней давности. "Уже 100 лет прошло, можно по-разному относиться к этой фигуре. Решили еще раз поразмышлять над образом, который сопровождал нас всю жизнь", - рассказал Олег Кошелец, художник, куратор выставки «Мой первый Ленин». Кураторы не скрывают: выставка – это провокация и «приглашение к разговору». Но ощущения, что говорить современному искусству и зрителю приходится на разных языках, не покидает.