Реальность века глядит сквозь прорезь маски

Парадный подъезд. Нарядные зрители степенно проходят в двери, у которых традиционно трется мужик с пачкой дефицитных билетов. На афише — «Сны господина де Мольера». Обозреватель «ВМ» познакомилась с первой премьерой 91-го сезона театра «Ленком» — спектаклем по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Поднимаюсь на второй этаж по мраморной лестнице. С портретов, тонко улыбаясь, глядят люди, ставшие славой отечественного театра: Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Олег Янковский, Александр Абдулов, Олег Шейнцис. Не просто знакомые — родные лица. А вот в фойе, набитом зрителями, сегодня, к моему удивлению, знакомых лиц мало. Видимо, сказывается то, что 45-летний режиссер Павел Сафонов никогда раньше в «Ленкоме» не ставил, хотя много и успешно работал на других площадках, где имел своих поклонников. Сафонов появился на Малой Дмитровке, 6, со своей командой — сценографом Мариусом Яцовскисом, композитором Фаустасом Латенасом, художником по костюмам Евгенией Панфиловой. Конечно же, всем любопытно, чем порадует сценография «мольеровской эпохи». Поэтому, как только открываются двери зала, устремляюсь в него. Да... Декорации настолько аскетичны, что поначалу берет оторопь: гигантская, под бронзу рама в глубине сцены, большой стеклянный экран с проемом-дверью, театральная маска, лежащая на плите-возвышении на авансцене. И все... Рассаживаемся. В зале гаснет свет. И все становится на свои места. Визуальная атмосфера спектакля забирает сразу и прочно, мгновенно обозначая, что Мольер Павла Сафонова — персонаж вне времени. Тема «Людовик — Мольер» или «Власть — политика — глава театра» сегодня столь точно попадает в нашу собственную реальность, что становится не по себе. И когда Миркурбанов — Мольер, стиснув виски, стонет: «Давит!», зрителям кажется, что вместо него на ленкомовской сцене присутствует призрак совсем другого персонажа, не сходящего в последнее время с новостных лент и телевизионных экранов. — Мы назвали спектакль «Сны», — говорит Павел Сафонов, — потому что наша действительность иногда и впрямь как дурной сон. И хочется встряхнуть всех, чтобы проснулись и увидели, что нельзя убивать за веру, нельзя предавать. Говорят, что эту пьесу Павлу Сафонову предложил Марк Захаров. Что ж, достоинством «Ленкома» всегда было предвосхищать многие события в стране и живо на них реагировать. Потому зритель и ломится в «Ленком» вот уже четыре десятилетия. Что касается главных исполнителей постановки, то они достойны всяческих похвал: и утонченный, «без кожи» Игорь Миркурбанов, и непредсказуемый Виктор Вержбицкий (Людовик), и трагичная Анна Большова (Мадлена Бежар). И конечно, талантливый до неприличия, ироничный Иван Агапов (Жан-Жак Бутон)! Хорош и мощный ленкомовский костяк в лице Павла Капитонова, Дмитрия Гизбрехта, Сергея Пиотровского, Алексея Скуратова, Екатерины Мигицко. — Блистательно! — шепчет соседка слева. — Я в гардероб, за цветами! Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Реальность века глядит сквозь прорезь маски
© Вечерняя Москва