В преддверии столетия
Генеральный директор театра Антон Гетьман первым взял слово: “ Художественно-постановочная часть нашего театра еще в конце августа начала подготовку к сезону, опера и балет уже вышли на работу, тем не менее сегодняшний день, сбор труппы, всегда особый. Мы собираемся все вместе в зале, что бывает довольно редко, чтобы поприветствовать друг друга после отпуска и пожелать друг другу удачного сезона ”. Наталья Дрожникова, начальник управления театров и концертных организаций, в своем обращении к собравшимся, величая театр как “самый лучший, самый крупный музыкальный театр московского подчинения”, в преддверии столетнего юбилея пожелала еще больших успехов, чтобы иметь возможность отметить и наградить всех лучших работников театра за будущие большие сложные работы. От имени министра правительства Москвы Александра Кибовского были переданы личные и общие благодарности работникам театра. И с особым уважением, накануне присужденная, была объявлена Премия в области литературы и искусства в номинации “Просветительская деятельность” Николаю Ерохину. Была зачитана телеграмма в адрес театра с поздравлением в связи с началом нового творческого года председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина. На повестке дня собрания в первую очередь – уточнение планов премьер и важных событий 99-го сезона. Художественный руководитель оперы Александр Титель, поздравив дорогих коллег с началом работы, пожелал “трудового азарта и во все оружии подойти к сотому!” В ближайших планах оперной половины театра - возобновление к 7 октября оперы “Дуэнья или обручение в монастыре” Сергея Прокофьева. В спектакле примут участие те артисты, которые играли в нем когда-то и, безусловно, театральная молодежь. Дирижировать будет Александр Лазарев, дуэт режиссеров – Александр Титель и Людмила Налетова, художник – Владимир Арефьев. Затем вновь в репертуаре появится опера “Война и мир” Прокофьева, уже шедшая в прошлых сезонах. Эти два спектакля станут основой для будущего фестиваля Прокофьева. 28 февраля состоится премьера оперы “Енуфа” Леоша Яначека, по мнению режиссера не заслуженно редко исполняемая в России и популярная в Европе. Это драма, основанная на славянских музыкальных корнях, моравской, чешской, словенской музыки. Предполагается исполнение на русском языке. Дирижер – Евгений Бражник, режиссер – Титель, художник – Арефьев. 17 мая на малой сцене - Оратория Генделя “Триумф времени и безчувствия”. Филипп Чижевский со своим оркестром “Квеста музика” и режиссер Константин Богомолов осуществят премьеру. “Макбет” Верди впервые в сценической практике театра прозвучит 20 июня. Режиссером выступит Кама Гинкас вместе с художником Сергеем Бархиным и дирижером Феликсом Коробовым. Оперную труппу также ждут весенние гастроли в Тель-Авив со “Сказкой о царе Салтане” Римского-Корсакова. Художественный руководитель балета Лоран Илер начал свою речь с благодарности коллективу за первые месяцы его пребывания в театре, за оказанную честь, за успешный прошлый сезон. 25 ноября планируется премьера четырех новых балетов. Джордж Баланчин “Серенада” на музыку Чайковского, Жак Гарнье “Онис” на музыку Мориса Паше в сопровождении двух аккордеонов, Александр Экман “Тюль” на музыку Микаэля Карлссона - академический балет с большим чувством юмора и Пол Тейлор “Ореол” на музыку Генделя. “Четыре таких разных хореографа, каждый со своим миром обогатит и воспитает балетную труппу театра,” – считает Лоран. В феврале будет восстановлен балет “Манон” Мак-Милана. Также, повторится балет прошлого сезона “Призрачный бал” Дмитрия Брянцева. В апреле зрители увидят “Одинокий Джордж” Марко Геке и “Минус 16” Охада Нахарина. И, безусловно, 23-24 апреля театр, как и весь мир, отдаст дань памяти Мариусу Петипа, посвятив балетный вечер 200-летию хореографа. В нем примут участие учащиеся Московской академии хореографии, учащиеся школы Национальной оперы де Пари и артисты театра Станиславского. И в конце сезона 5 июля “Дон Кихот” Петипа в редакции Нуриева. Эти планы – вызов балетной труппе театра, требующий высочайшего уровня подготовки в различных балетных стилях, и рассчитанный на взыскательного зрителя. Главный дирижер Феликс Коробов обратился к собранию дистанционно из Ла Скала, где сейчас репетирует балет Кранка “Евгений Онегин”. Нажелал всего хорошего: “Впервые за 18 лет я не присутствую на сборе труппы, но я с вами. Всем звучания и “верчения” и всего, что вы сами хотите. Давайте не забывать, что вы здесь и я там сделали сейчас первый шаг к отпуску, дорогие сотоварищи!” И по традиции уважаемое собрание подвело итоги зрительского голосования, определявшего самых успешных солистов оперы и балета прошедшего сезона, поздравило юбиляров, представило новичков оперной и балетной трупп, хора и оркестра. В завершении встречи театрального коллектива своих фаворитов назвало “Общество друзей оперы”. В номинации “Наши симпатии” была названа Лилия Гайсина. Открытием прошлого сезона стал Арсен Сигмонян. А “Мастер сцены” – без сомнения Леонид Арестович Зимненко, Народный артист России, справивший юбилей 45-летия службы в театре. “Мне кажется, нам есть на кого равняться,” – подытожил директор театра Антон Гетьман. Да, собственно, они все, сидящие в зале, мастера сцены и мастера своего дела. Великие и пока еще нет, известные и подающие надежды, скромные работники технических цехов и звезды, все кто составит столетнюю славу музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Оперная труппа открывает сезон 15 и 16 сентября оперой Петра Чайковского “Пиковая дама”. Балетная труппа – балетом Кристиана Шпука “Анна Каренина” 17 и 18 сентября.