Ещё

За театральной сценой: как готовятся костюмы для спектаклей театра «Глобус» 

За театральной сценой: как готовятся костюмы для спектаклей театра «Глобус»
Фото: Все новости Новосибирской области
Бывший первый детский театр Сибири, а ныне Новосибирский молодежный академический театр «Глобус» считается вторым по величине в городе после Театра оперы и балета. Только здесь и в НОВАТе есть обувной и красильный цеха, бутафорский цех, художественно-декорационный цех и прачечная. Особенности творческой кухни «Глобуса» «по приготовлению» костюмов выяснял корреспондент VN.ru.
Баба на чайнике
Чтобы замысел режиссера воплотить на сцене, требуется слаженная работа большой команды. Работа над спектаклем начинается с художника-сценографа и его эскизов, а его замысел воплощают в мастерских театра. Одним из руководителей этих мастерских является Наталья Викторовна Катеренюк. Официально ее должность так и называется — менеджер по костюмам и изготовлению мягких декораций.
Руководитель мастерских театра «Глобус» Наталья Викторовна Катеренюк
— В этом году такой термин ввели, идем в ногу со временем, — смеется Наталья Викторовна. — Название должности означает, что я руковожу производством костюмов и мягких декораций, всего, что сшито из тряпочек, а также их хранением. Работаю напрямую с художником. Моя задача — понять и воплотить образ, который он хочет показать своим костюмом.
Она рассказывает, какие казусы могут случиться, если на пути от художника-сценографа до портного сработает «глухой телефон» и кто-то неправильно поймет свою задачу: «Костюм Анны Андреевны для спектакля „Ревизор“ был задуман с огромной пышной юбкой, наподобие бабы на чайнике. Художник нарисовал, но мастер его не поняла и сделала иначе. Когда мы на примерке это увидели, я говорю: „Ну, нет! Это же ансамбль „Березка“, давайте переделывать!“.
В спектакле „Гуси-Лебеди“ у некоторых героев были фантастические костюмы. Для героини, играющей Печку, решено было сделать костюм мамы, но только выглядеть она должна была более гротескно. В итоге режиссер вместе с художником решили, что актриса встанет на ходули. А вот техническое воплощение этого замысла в жизнь, чтобы актриса могла не только двигаться, но и играть в таком наряде, — работа для Натальи Викторовны и всех ее цехов.
Театральные приметы
Сотрудники театра часто работают в авральном режиме, отчего поневоле становятся суеверными. Сорвать план, не успеть к сроку ни в коем случае нельзя. В каждом профессиональном сообществе есть свои меры предосторожности, позволяющие отвести возможные несчастья. Например, в театре считается, что если ты уронил эскизы костюмов, то нужно очень быстро на них сесть, а если во время примерки актера нечаянно укололи булавкой, то он обязательно ответит: „Это к счастью!“.
Костюмерный цех. Здесь готовятся костюмы к новым спектаклям
Стоит отметить, что актеры — мужественные люди, при этом часто мы не догадываемся, через какие испытания они проходят, чтобы зрители смогли насладиться спектаклем в том виде, в каком его задумали режиссер и художник-сценограф.
— У нас есть спектакль „Том Сойер“, и для актрисы, которая играет состоятельную даму этого маленького городка, художник придумал огромный воротник из перьев, — рассказывает Наталья Катеренюк. — Чтобы воротник не свалился, его закрепили на металлическом каркасе. Когда его надевали на актрису, как и всякий нормальный человек, она жаловалась, что ей не очень удобно. Но как человек с хорошей самодисциплиной, на сцену актриса вышла с милой улыбкой на лице, так что никто в зале не догадался, какого труда ей стоило удерживать на хрупких плечах конструкцию весом в несколько килограммов.
В спектакле „Алые паруса“ на голове актрисы , которая играет продавщицу галантереи, гигантская шляпа, на полях которой выложены куски пряжи, иголки, нитки. Общий вес этого головного убора тянет на пару килограммов. К тому же необходимо постоянно сохранять баланс, чтобы шляпа не опрокинулась вместе с прической. А ведь актриса говорит, поет и танцует на сцене!
Всей труппой за покупками
Не всегда костюмы для театральных постановок шьют, иногда кое-что приходится покупать в магазинах. Такие шопинг-туры, когда для 10-15 актеров нужно подобрать одинаковую одежду, порой превращаются в настоящие шоу.
Пошивочный цех, где замыслы превращаются в материю
Например, к премьере прошлого сезона, спектаклю по  „ПослеЗавтра“, Наталья Викторовна вместе с художником несколько дней объезжала новосибирские магазинчики, в которых торгуют натовской или европейской походной одеждой: подобная требовалась по сценарию. В итоге нашли один подходящий, и на следующий день к десяти часам утра десять молодых актеров приехали на примерку. Случился фурор! Иногда делегация актеров во главе с художником и менеджером по костюмам направляется и в крупный торговый центр, и в маленький секонд-хенд.
— Обычно продавцы задают стандартные вопросы, пытаясь выяснить, что нам нужно, и попадают впросак, — продолжает Наталья Катеренюк. — Например, продавщица спрашивает, какая обувь нам нужна — для лета или для осени, а я отвечаю, что нам нужна женская обувь для мужчины. Затем этот мужчина начинает обувь примерять, вокруг собирается толпа зевак, параллельно ребята озвучивают реплики из спектакля, начинается настоящий прогон сцены. Все это живо и весело проходит.
Однажды для спектакля „Двойное непостоянство“, поставленного еще в 2006 году, нужно было обновить очень дорогой и элегантный костюм принца, его играл . Сама Наталья Викторовна не участвовала в его подготовке, но легенды о том, как режиссер-постановщик часами стоял над эскизами, выбирал ткань для костюмов, ходят до сих пор. И вот они с Александром Ивановичем принялись объезжать все известные мужские бутики Новосибирска, примерять самые дорогие марки итальянской одежды, раздражая продавцов-снобов, способных с порога определить покупательскую способность клиентов, просьбами показать еще что-нибудь с витрины.
Обувной цех, в котором создается многочисленная обувь для актеров
Когда нужной ткани или оттенка все же не удается найти, выручает красильный цех. Собственный красильный цех в нашем городе есть только в двух театрах — в НОВАТе и в „Глобусе“. Также очень помогает возможность напечатать нужный рисунок на ткани, а в обувном цехе на каждого актера сформирована своя колодка, отражающая особенности стопы. Поэтому одежда, которую мы видим на сцене, тоже „играет“. Не только ее цвет и фасон, но даже принты на ткани помогают донести до зрителя художественный замысел автора.
— Наградой за все эти труды становится чудо, которому я не устаю поражаться уже много лет, — эскиз оживает. Каким-то образом находятся технические решения, находятся ткани, которые художник придумал по цветовой гамме и по рисунку, и образ действительно оживает. Для меня это остается настоящим чудом, — признается Наталья Викторовна.
На каждого актера „Глобуса“ сформирована своя колодка
»Заряженные» костюмы
Во время спектакля работают не только актеры; за сценой тоже кипит работа. Во время выступления актеры переодеваются несколько раз, причем сделать это нужно очень быстро. Для этого костюм специальным образом «заряжают» — прямо на сцене в боковых карманах стоят вешалки, на которых одежда висит таким образом, чтобы в нее можно было легко запрыгнуть. Разумеется, случаются и казусы, когда какой-нибудь актер в спешке раскидывает чью-нибудь обувь или запрыгивает не в тот костюм.
— У меня был спектакль «Толстая тетрадь», там мальчики-близнецы по сценарию, — рассказывает заведующая костюмерным цехом Наталья Сутормина. — Наши «мальчики», правда, были разных размеров, но костюмы у них совершенно одинаковые. И вот во время переодевания выскакивает актер и начинает надевать на себя штаны. Понимает, что широковато, а времени совсем мало осталось. Тогда он снимает эти штаны, ботинки отшвыривает, как они только через декорации не перелетели, надевает свое и убегает. После спектакля говорит: «Ну, ладно я первым вышел, а вот как бы  пошел в моем костюмчике?» (рост Никиты Сарычева — ровно
2 метра
Заведующая костюмерным цехом Наталья Сутормина рассказывает о нарядах театра
Актрисе , которой для спектакля «Лес» сшили платье с кринолином на многочисленных крючках-застежках, за сценой помогали переодеваться сразу несколько человек. Однажды ей поставили туфли неправильно и в спешке она так и надела обувь не на ту ногу. Впрочем, из зрительского зала все эти моменты, как правило, остаются незамеченными.
Особенно много костюмов задействуется в мюзиклах. Например, для мюзикла «Алые паруса» было сшито 380 комплектов одежды! Следит за ними во время спектакля и после него костюмер, которому важно сохранить все в целостности, да еще и не перепутать костюмы между собой. А такое случается, что, конечно, добавляет адреналина в и без того напряженную жизнь работника сцены.
Видео дня. Факты о Древнем Египте, которые не раскрывают в школе
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео