Симфонический концерт композитора Ильи Саца
Представьте себе впечатления ребенка, впервые попавшего на симфонический концерт. Мало что по степени торжественности сравнится с его началом. Выходят артисты оркестра, занимают свои места артисты хора, аплодисменты встречают дирижера Константина Хватынца. Строгая и одновременно очень праздничная атмосфера, обещание настоящего чуда. По бокам сцены два огромных экрана. Яркое цветовое пятно задника. Музыка к знаменитой “Синей птице” - самое популярное произведение композитора. Открывая концерт, вышли Тильтиль и Митиль, на экране появилась новогодняя ель, и начались чудеса. Концертные номера сопровождал показ фотографий персонажей мхатовских спектаклей. На фотографиях и на сцене, поблескивают в свете театральных софитов длинные леденцовые пальцы Сахара, тогда и сейчас. Концерт вела Роксана Николаевна Сац. Кто хоть раз слышал, как говорит с залом Роксана Николаевна - придет слушать ее снова и снова. За легкостью и простотой, с которой общается с залом эта талантливая изящная женщина - огромный опыт общения с детской аудиторией. Это похоже на волшебство. Абсолютное доверие к уму и сердцу маленького зрителя, его личности. Доверие и уважение, которое лежит в основе любого искреннего диалога. Как и в основе любви. Эта была беседа. Живая, непосредственная, умная. После такой беседы становишься талантливее, умнее и даже немножко выше ростом. И немножко больше любишь и понимаешь театр. И музыку, конечно. Роксана Сац. Фото: Елена Лапина Голосом Роксаны Сац со сцены в этот вечер говорила культура. Та культура, о которой как-то режиссер Роман Козак сказал, что "она не бывает в кризисе, она просто существует. Можно удаляться от нее, а можно стараться приблизится". Живая нить, связывающая великие имена прошлого и тех, кому посчастливилось оказаться в зале, ощущалась совершенно явно. Живая! Станиславский, Гордон Крэг, Марджанов, Сулержицкий словно вышли на сцену вместе с Ильей Сацем, их словно выманила из истории вечно молодая музыка и голос Роксаны Николаевны. Уникальным этот концерт сделал, конечно, и тот факт, что рассказ шел о близких людях Роксаны Николаевны. О ее дедушке и маме. О самых родных. Это были истории из семейной жизни, но семейной жизни композитора, буквально пронизанной музыкой. Например, о том, как озверели Зверевы и появилась на свет мини-опера “Курочка Ряба”, наделенная всеми признаками “большой формы”, с прелестным юмором сыгранная и великолепно спетая солистами театра и учениками Студии. Или рассказ об Анатэме, о том, как зло вошло в музыку в Ильи Саца. И воспоминания Натальи Ильничны о том, как испугалась этой полной “страхов-ужасов” музыки ее сестра – трепетная Нина, потом трагически погибшая в 20 лет… Конечно, подразумевалось, что юные зрители еще не все знают и были сделаны очень вежливые пояснения того, что могло им быть неизвестно, но ровно там, где дело касалось фактов из жизни героев Шекспира, Андреева, Метерлинка и Гамсуна. Но не было никаких сомнений в том, что "ребята" способны чувствовать и понимать действительно тонкие и сложные вещи, такие как творчество, красота, смерть, мечта, радость, зло, музыка... Никакого заигрывания, желания развлечь, "продать номер", никаких дешевых фокусов из опасения, что дети не поймут или заскучают. В зале было тихо. Там не было детей и взрослых – были слушатели. И музыка звучала. Музыка, написанная к постановкам, вошедшим в историю, живое дыхание легендарных мхатовских спектаклей. Звучит “Вальс погибающих на всех парусах” и рассказ о сложных, трагических переживаниях героини Гамсуна и не менее трагических переживаниях артистов, у которых пьеса, как говорится, “не шла”, пока не появилась музыка Саца. А вот уже буквально влетел в зал, именно в зал, а не в квартиру Ильи Саца, Гордон Крэг, появившийся в Москве зимой в своей “шляпе, как от солнца” и зеленом шарфе. Зазвучала тема Гамлета - датского принца, чей дух томят сырые стены дворца, покрытые позолотой фальши… Исподволь разговор зашел о роли музыки в театре, о том, как она рождает в артистах образы, о том, как важно театру найти своего композитора, о том, как редко это бывает. О судьбе композитора Ильи Александровича Саца. Судьбе сложной, причудливо сочиненной, яркой и трагически рано оборвавшейся именно тогда, когда к композитору пришла мировая известность. Его последняя музыка для театра. Гамлет. Марш придворных и трагические финальные фанфары. Финальные не только для Гамлета, но и для земной жизни Ильи Саца, который как Моцарт написал собственный Реквием. Но закончился концерт знаменитой темой из "Синей птицы". И словно коснулись всех в зале ее крылья. Как будто она ожила и слетела к нам со своей золотой арфы, венчающей музыкальный театр для детей имени Натальи Сац, который открыл свой новый сезон лучшим из всех возможных способов.