Обретение любви не от мира сего
Современный, режиссёрски и актёрски очень талантливый, спектакль Екатерины Половцевой на сцене филиала Московского драматического театра имени А.С. Пушкина с большим азартом это доказывает. Кринолины, джинсы, меблировка не меняют ничего – люди рождаются и гибнут за любовь и металл во все времена. Последняя пьеса русского драматурга была написана для бенефиса знаменитой русской актрисы Полины Антипьевны Стрепетовой (1850-1903). Трудно найти во всей русской классической театральной биографии судьбу горше, чем выпало её долю – сирота и подкидыш, три неудачных брака, самоубийство второго мужа, попеременный успех и забвение на сцене, наконец, огромный талант трагедийной актрисы: "Она не имела школы, не видала образцов, и молодость свою провела в провинции; при ее средствах ей доступны только те роли драматического репертуара, где не требуется ни красоты, ни изящных манер, ни величавой представительности. Ее среда — женщины низшего и среднего классов общества; ее пафос — простые сильные страсти; ее торжество — проявление в женщине природных инстинктов", – так писал о Полине Стрепетовой сам Островский. Но именно ей подарил драматург (пусть и на сцене!) счастье обретения любви. Фото: Театр имени Пушкина Сейчас же, на сцене, мы видим ту же главную героиню, Ксению Васильевну (Анастасия Лебедева), воспитанную матерью в строгости и послушании, однако же счастья женской любви с мужем Виталием Петровичем Кочуевым (Алексей Воропанов) не знающей. Да и как же знать! У того оперетта, мамзель Клеманс, букеты, цветы, подарки, ужины…Но однажды всё это надоедает… Ибо "…не составляют мужья и жёны одного целого, одной души. Они живут вместе, а думают врозь", – как признаётся сам Виталий Петрович Кочуев. А ведь хочется же, чтобы одна душа была на двоих, одна любовь! И двое отчаянно пытаются обрести гармонию.... Несмотря на козни родни – сестры Ксении, Капитолины, и её жениха – Фирса Лукича Барбарисова – ведь хочется же оттяпать всё маменькино наследство, а не причитающуюся по закону половину: "Да пойми ты, ведь больше-то лучше", – убеждает жених в блестяще гротесковом исполнении Владимира Моташнёва невесту. Фото: Театр имени Пушкина Но любовь обретается, любовь рождается и не умирает даже в случае смерти героини (усуропил родственничек – подложил-таки жене в неурочный час счета мужа за траты на мамзель Клеманс) - смертно тело, а душа бессмертна. Спектакль Екатерины Половцевой – таинство. Невероятно красивое и метафоричное – чего стоит таинственно-священный любовный дуэт Василия Петровича и Ксении Васильевны – на тонкой нити троса – хрупкие шаги, осторожные, как осторожно всё новое и неизведанное. Фото: Театр имени Пушкина Анастасия Лебедева – совершенно особенное открытие. Дарованию актрисы подвластны две роли родных сестёр – Ксении и Капитолины. Фурия-Капитолина, которая как и её жених не остановится ни перед чем, дабы получить наследство, и Ксения – женщина, стремившаяся полюбить и понять, склонная ко внутреннему монологу, поиску себя, восприимчивая к самоосмыслению. Она способна восстать против неукротимой воли матери, происков сестры с ее женихом, плетущих сеть гнусных интриг, и искусителя Ардалиона Мартыныча Муругова (Андрей Сухов) – ещё одной актёрской удачи. Муругов беззаботный холостяк, ведущий праздный образ жизни, он очень циничен перед кроткой женщиной. Фото: Театр имени Пушкина И всё же Ксения гибнет, но гибнет сильной, полюбившей. Спектакль – вызов, вопль, обращённый ко всем нам – мы губим души, не способны и боимся слушать и понимать себя и других, но мы же сами в состоянии сохранить и возродить любовь и прощение.