Волковский стал Любимовским. Завершается театральный фестиваль
Фестиваль открыла постановка московского Театра на Таганке - «Добрый человек из Сезуана». В Ярославле близится к завершению международный театральный Волковский фестиваль, 14 сентября взявший старт уже в 18-й раз. Смотр свершений 11 театральных трупп открыла постановка московского Театра на Таганке - «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта. Именно этот созданный в 1964 году спектакль уроженца Ярославской земли режиссёра Юрия Любимова (1917-2014), столетие которого будет отмечаться 30 сентября, стал первым воплощением его новаторских творческих принципов. Москва - Тверь - Белград - Плевна Кроме легендарного Театра на Таганке, участие в фестивале приняли десять коллективов: Вологодский областной театр для детей и молодёжи, Театр.doc, Российский центр духовой музыки, Московский драматический театр им. А.С. Пушкина, Московский государственный Театр Наций, Театр-Театр (Пермь), Тверской театр юного зрителя, Театр имени Галиасгара Камала из Республики Татарстан, Белградский драматический театр (Республика Сербия). Плевненский драматическо-кукольный театр имени Ивана Радоева (Болгария). В холле драматического театра имени Волкова для гостей фестиваля и зрителей была развернута экспозиция кино- и фотодокументов о жизни знаменитого режиссера Юрия Петровича Любимова. Он родился 17 сентября (по старому стилю) 1917 года в Ярославле, в семье Петра Захаровича Любимова - купца, державшего магазин в Охотном ряду в центре Москвы (сейчас эта улица славна нахождением на ней Госдумы РФ). После Октябрьской революции отец режиссёра стал лишенцем и пережил тюремное заключение. Юрий и его брат Давид носили ему передачи вплоть до освобождения. В 1922 году семья перебралась в Москву. Позже в столице оказался и раскулаченный дед. Юрий Любимов начинал карьеру в студии при МХАТ, на сцене которого сыграл свою первую роль в 1935 году, восемнадцатилетним юношей. Заметим, что социальное происхождение не помешало Юрию Любимову стать лауреатом Сталинской премии за актёрские работы в театре. «Играть страшно» В 1963 году Юрий Любимов стал главным режиссёром Театра на Таганке - вплоть до эмиграции из СССР в 1984 году. Именно в эти годы им были созданы великие спектакли, каждый из которых был событием культурной и общественной жизни страны. «Этот фестиваль мы посвящаем памяти Юрия Любимова, - сообщила исполнительный директор фестиваля Татьяна Цветкова. - Логично, что Таганка начинает наш марафон. Причём спектаклем, с которого она состоялась, ведь в «Добром человеке из Сезуана» заложен манифест любимовской эстетики». «Любимов - это имя великого человека в русском театре и русской культуре. Конечно, очень ответственно находиться на этой земле, которая его родила. И ещё более страшно играть сегодня этот спектакль», - так сказала перед началом спектакля заслуженная артистка России Ирина Апексимова. «Бродилка» по Ярославлю Во второй день фестиваля зрители смогли стать актёрами. И даже стали ими с неизбежностью, поскольку столичный Театр.doc показал не в стенах театра, а в городском пространстве Ярославля спектакль «Неявные воздействия». Жанр, в котором выдержана эта постановка, становится популярным с фантастической стремительностью. Иммерсивный театр (он же - театр-променад, театр-бродилка) создаёт эффект погружения зрителя в сюжет постановки. Это, как говорят специалисты, «театр вовлечения», где зритель - полноправный участник происходящего, а в любой момент актёры могут начать взаимодействие со зрителями. Собственно, английское immersive и переводится как «создающий эффект присутствия». Действо иные критики уподобляют квесту или даже ожившей компьютерной игре. Белградский драматический театр привёз «Моё дитя» в постановке Анны Джорджевич: этот спектакль уже получил немало всяческих наград. Плевненский драматическо-кукольный театр имени Ивана Радоева представил своё прочтение - никто не рискнёт подсчитать, какое по счёту в истории театрального искусства - чеховского «Вишневого сада». Фестиваль радует зрителей многими яркими работами. Пьеса нобелевского лауреата французского экзистенциалиста Альбера Камю «Калигула» режиссёра Бориса Мильграма из пермского «Театр-Театра» впервые выезжает на такие представительные смотры. Расширение географии участников в этом году позволило посмотреть спектакль «Банкрот» театра имени Галиасгара Камала. Завершится Волковский фестиваль в ближайшее воскресенье спектаклем Евгения Марчелли «Грозагроза», поставленным им в прошлом сезоне в московском Театре Наций. Кстати, художественный руководитель театра имени Волкова Марчелли любит вспоминать, что во время своих спектаклей Юрий Любимов ходил по балкону с включённым трёхцветным фонариком и подавал знаки артистам: «Вот он мигает - значит, давай, качай, поддавай пару!»