Войти в почту

Олег Зверев: «Каждый оркестр старается себя превзойти»

Накануне открытия сезона говорим о тайнах, творческих замыслах на ближайшее время. Опера на бис Владимир Толстой: Олег Евгеньевич, сразу к сути, чем запомнится этот новый концертный сезон почитателям оркестра? Что в нём будет особенного? Олег Зверев: В этом сезоне (2017–2018 гг.) в апреле исполнится 50 лет оркестру. Это серьёзная дата, и ощущение праздника должно возникнуть у каждого музыканта. А для музыканта праздник – это очень сложные и насыщенные программы. В 1968 году по решению Совета Министров РСФСР в Ульяновске был создан симфонический оркестр. (Постановление от 16 апреля 1968 года, – Ред.). От создания оркестра до первого концерта прошёл целый год, так как сначала собирали музыкантов со всей страны, устраивали их с семьями на постоянное место жительство. Первый состав оркестра был камерным. А первый концерт оркестр сыграл в апреле 1969 года... – Ваш симфонический оркестр и в предыдущие сезоны отличался богатством репертуара и мастерством исполнения. Наверное, непросто превзойти себя? – Каждый оркестр на каждом концерте старается и сам себя превосходит. Может, не всегда и не у всех это получается, но стремление есть всегда. Всё имеет значение: и программа, и реакция публики, и поддержка власти, и повышение зарплаты. – Вы полагаете, что музыкант тем лучше играет, чем ему больше платят? – Не совсем так. Повышаются требования к исполнительскому мастерству, появляется возможность приглашать очень талантливых молодых исполнителей. Между оркестрами растёт конкуренция за высококлассных музыкантов, а талантливая молодёжь – люди, кроме всего прочего, практичные. Они идут туда, где достойная зарплата, где возможны гастрольные поездки, и не только по России, но и за рубеж, где большой состав оркестра. Конкуренция есть и внутри такого сложного творческого организма. Несомненно, поддержка власти, поддержка губернатора для нас очень важны. Это даёт реальную возможность поднять оркестр на новую ступень развития. Моя главная задача как дирижёра – повышать исполнительское мастерство коллектива, и, если она будет выполняться, всё остальное приложится. – А какими «вкусностями» порадуете публику в предстоящем сезоне? – На международном музыкальном фестивале весной ульяновцы услышат оперу П.И. Чайковского «Пиковая дама». Для исполнения оперных партий приглашаем вокалистов из других городов. Это дорогое удовольствие, но наша публика очень любит и ценит оперу. К сожалению, в нашем городе нет оперного театра, но я готов ставить две-три оперы в год – были бы средства. Также с оркестром выступит выдающийся пианист современности Борис Березовский. А открывать сезон мы будем Первым концертом для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского и увертюрами Рихарда Вагнера. Это потрясающая и сложная музыка. На закрытие сезона готовим арии из русских опер и яркие увертюры Россини. «Интернационал» по-китайски – Вы руководите оркестром шестой год. Как за это время изменился уровень исполнительского мастерства музыкантов, на ваш взгляд? – Мне самому несколько неудобно говорить об этом... Но об этом судят и дают оценку приглашённые солисты и публика. К нам приезжал Шигето Масами, крупнейший агент из Японии, организатор концертов классической музыки, который работает с выдающимися коллективами Берлинской и Венской филармоний, Мюнхенским симфоническим оркестром и многими другими. Он не стал слушать нас в записи, он приехал сюда в сентябре прошлого года на открытие сезона. И уже на следующий день предложил ангажемент. В этом году мы ездили в Китай, где давали закрытый концерт для правительства КНР, посвящённый 100-летию Октябрьской революции. Китайцы сами настаивали, чтобы приехал именно наш оркестр. Все остались довольны: высокопоставленные китайские чиновники и бизнес-элита страны пели вместе с нами «Интернационал». – Вы упомянули о приглашённых солистах. Наверное, непросто найти общий язык с исполнителем, который впервые работает с оркестром... – Сложности, действительно, есть. У каждого солиста свой характер, своя манера исполнения, свой взгляд на музыкальные произведения. Есть и такие, с кем сразу находишь общий язык, но изредка бывают и те, с кем очень трудно договориться, поскольку представления о музыке в чём-то не совпадают. Но это нормальный творческий процесс. Сейчас мир меняется в сторону ускорения, и если в прежние времена была возможность провести несколько совместных репетиций, то теперь, как правило, только одну, даже если ставишь такое масштабное произведение как опера. Порой приходится рисковать, но другого выхода нет. Столичный уровень – Кстати, среди приглашённых солистов в этом сезоне будет японская скрипачка Маюко Камио. Этот выбор как-то связан с предстоящими гастролями оркестра в Японию? – Да! Здесь она сыграет концерт Шостаковича и будет солировать с нашим оркестром в Токио – но уже с концертом Чайковского. И это символично, поскольку Маюко – победительница конкурса имени Чайковского. 2017-й объявлен в Японии Годом культуры Российской Федерации, и туда едут лучшие творческие коллективы страны. Буквально перед нашим приездом закончатся гастроли Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева (раньше назывался Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио – Ред.). И единственный приглашённый оркестр из провинциального города России – наш, все остальные – столичные. Это, конечно, большая победа и большая ответственность. – А что, по вашему мнению, является для музыканта высшей наградой за его творчество? – Где бы ни проходил концерт, в сельском клубе или на площадке мирового уровня, главное для нас – реакция публики, аплодисменты. Если люди встают, аплодируют, кричат «Браво!», вызывают музыкантов на бис, то это, поверьте, и у музыкантов вызывает не меньше ярких положительных эмоций. Нам грех жаловаться – наши концерты проходят при полных залах, но такая благожелательная реакция публики не может войти в привычку и всегда волнует, будто в первый раз.

Олег Зверев: «Каждый оркестр старается себя превзойти»
© АиФ – Ульяновск